Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.
Дизайн сайта - Liqium
18+
В 2022 году расходы на рекламу тридцати крупнейших российских рекламодателей составили 181,5 млрд руб. без налога на добавленную стоимость (НДС). Это на 17% больше, чем в 2021-м — 154,2 млрд руб.
Место | Рекламодатель | Всего | ТВ | Интернет | Пресса | OOH | Радио | #2022 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | СБЕР | 22 720 | 10 570 | 10 473 | 34 | 1 189 | 454 | 1 |
2 | ЯНДЕКС | 14 430 | 5 203 | 7 928 | 1 264 | 35 | 3 | |
3 | ИНТЕРНЕТ РЕШЕНИЯ (Ozon) | 10 089 | 4 588 | 4 761 | 4 | 691 | 45 | 2 |
4 | TCS GROUP HOLDING («Тинькофф») | 8 747 | 3 656 | 4 951 | 5 | 102 | 33 | 14 |
5 | МТС | 8 703 | 3 788 | 4 342 | 3 | 390 | 180 | 7 |
6 | ВТБ | 8 519 | 4 075 | 2 989 | 7 | 1 094 | 355 | 6 |
7 | VK | 7 703 | 3 278 | 3 326 | 0,5 | 926 | 172 | 22 |
8 | X5 GROUP | 7 020 | 4 045 | 2 418 | 5 | 409 | 143 | 13 |
9 | МЕГАФОН | 6 888 | 3 505 | 2 984 | 1 | 324 | 74 | 10 |
10 | ТАНДЕР («Магнит») | 6 756 | 4 354 | 2 022 | 3 | 240 | 137 | 25 |
11 | TELE2 | 5 941 | 2 558 | 2 739 | 0,2 | 498 | 146 | 11 |
12 | КЕХ ЕКОММЕРЦ («Авито») | 5 680 | 2 547 | 2 385 | 3 | 688 | 58 | - |
13 | АЛЬФА-БАНК | 5 647 | 3 352 | 2 000 | 2 | 121 | 172 | 17 |
14 | БИЛАЙН | 5 423 | 1 642 | 3 289 | 0,1 | 410 | 81 | 26 |
15 | WILDBERRIES | 4 909 | 1 929 | 2 911 | 0,1 | 69 | 9 | |
16 | СОВКОМБАНК | 4 876 | 3 421 | 1 433 | 23 | 20 | ||
17 | М.ВИДЕО | 4 809 | 1 748 | 2 598 | 423 | 40 | 4 | |
18 | ВКУСНО - И ТОЧКА | 4 159 | 2 775 | 1 147 | 237 | 1 | - | |
19 | ОТИСИФАРМ | 3 964 | 3 098 | 827 | 39 | 16 | ||
20 | YUM! RESTAURANTS (KFC) | 3 672 | 2 317 | 1 039 | 0,1 | 286 | 30 | - |
21 | MERLION | 3 595 | 1 158 | 2 417 | 0,3 | 20 | - | |
22 | РОСТЕЛЕКОМ | 3 447 | 1 055 | 1 915 | 1 | 282 | 194 | - |
23 | ЛЕНТА | 3 405 | 1 288 | 1 332 | 2 | 449 | 334 | - |
24 | ГАЗПРОМБАНК | 3 380 | 1 942 | 1 070 | 7 | 143 | 218 | - |
25 | ЦИАН ГРУПП | 3 092 | 985 | 1 977 | 116 | 13 | - | |
26 | STADA CIS | 3 011 | 2 311 | 694 | 2 | 4 | - | |
27 | БИННОФАРМ ГРУПП | 2 854 | 2 227 | 587 | 9 | 10 | 22 | - |
28 | ЧЕРКИЗОВО | 2 789 | 1 761 | 972 | 0,3 | 56 | - | |
29 | АБИ ПРОДАКТ | 2 737 | 1 721 | 965 | 51 | - | ||
30 | ОТКРЫТИЕ (ФИН. КОРПОРАЦИЯ) | 2 538 | 1 614 | 893 | 4 | 22 | 6 | - |
Млн руб. без НДС, расчет на основании данных Mediascope, AdMetrix, Digital Budget
Тройка лидеров топ-30 осталась неизменной. Лидирует по-прежнему «Сбер», который нарастил бюджет на продвижение на 36% по сравнению с 2021-м — с 16,69 млрд руб. до 22,72 млрд руб. При этом ещё в 2019 году Сбербанк занимал лишь 25 позицию в рейтинге.
«Яндекс», обладатель бронзы прошлого года, поднялся на вторую строчку с бюджетом в размере 14,43 млрд руб. На третье место со второго переместился Ozon. Маркетплейс потратил на рекламу 10,09 млрд руб.
К тройке лидеров приблизился «Тинькофф Банк». Он поднялся с 14 строчки на четвёртую с рекламным бюджетом в 8,75 млрд руб.
Топ-30 покинули 12 зарубежных рекламодателей, которые прекратили рекламные инвестиции или работу в России в связи с геополитической ситуацией. Среди них Reckitt Benckiser, P&G, Mars-Russia, McDonald’s, Pepsi Co, Nestle, Ferrero, Sanofi Aventis, Volkswagen, GSK, Coca-Cola и Bayer Ag. Сумма их вложений в российский рекламный рынок в 2021 году составляла 49,6 млрд руб. — 32% от общего бюджета топ-30 в 2021 году.
Места ушедших зарубежных компаний в рейтинге в основном заняли отечественные. В 2022 году рейтинг вошли 13 новых рекламодателей, среди которых 12 — из России: «Авито», «Вкусно — и точка», KFC, Merlion, «Ростелеком», «Лента», «Газпромбанк», «Циан групп», «Биннофарм групп», «Аби Продакт», «Черкизово», «Открытие». Единственный зарубежный рекламодатель среди новичков — STADA CIS.
Объём вложений новых участников рейтинга — 44,36 млрд руб., составляет 24% от общего бюджета тридцати крупнейших рекламодателей.
Место | Рекламодатель | Бюджет (ТВ) |
---|---|---|
1 | СБЕР | 10 570 |
2 | ЯНДЕКС | 5 203 |
3 | ИНТЕРНЕТ РЕШЕНИЯ (Ozon) | 4 588 |
4 | ТАНДЕР («Магнит») | 4 354 |
5 | ВТБ | 4 075 |
Две первые позиции, как и в прошлом году, занимают «Сбер» и «Яндекс». Владельца брендов Air Wick, Calgon и Durex, британскую компанию Reckitt Benckiser, которая была на третьем месте, сместил Ozon. По сравнению с прошлым годом бюджеты кардинально увеличились у «Магнита». В прошлом году бренд занимал 21-ю строчку рейтинга по вложениям в ТВ, а в этом занял четвёртое место, нарастив инвестиции в ТВ-рекламу на 76%.
Место | Рекламодатель | Бюджет (Интернет) |
---|---|---|
1 | СБЕР | 10 473 |
2 | ЯНДЕКС | 7 928 |
3 | TCS GROUP HOLDING («Тинькофф») | 4 951 |
4 | ИНТЕРНЕТ РЕШЕНИЯ (Ozon) | 4 761 |
5 | МТС | 4 342 |
Лидером в сегменте диджитал в этом году остаётся «Сбер» с годовым бюджетом в 10,47 млрд руб. Следом расположились «Яндекс» (7,92 млрд руб.) и «Тинькофф Банк» (4,95 млрд руб). Замыкает пятёрку лидеров МТС (4,34 млрд руб).
Место | Рекламодатель | Бюджет (ООН) |
---|---|---|
1 | ЯНДЕКС | 1 264 |
2 | СБЕР | 1 189 |
3 | ВТБ | 1 094 |
4 | VK | 926 |
5 | ИНТЕРНЕТ РЕШЕНИЯ (Ozon) | 691 |
В OOH-сегменте на первое место вышел «Яндекс» (1,26 млрд руб.), сместив «Сбер» — в этом году банк вложил в наружную рекламу на 35% меньше (1,19 млрд руб.). На третьем месте расположился ВТБ, который в этом году потратил на продвижение в ООН 1,09 млрд руб. Четвёртую позицию занял VK, поднявшись с 10-й строчки (926 млн). Компания увеличила расходы на ООН на 184%. На пятом месте разместился Ozon (691 млн руб.).
Место | Рекламодатель | Бюджет (Радио) |
---|---|---|
1 | СБЕР | 454 |
2 | ВТБ | 355 |
3 | ЛЕНТА | 334 |
4 | ГАЗПРОМБАНК | 218 |
5 | РОСТЕЛЕКОМ | 194 |
По вложениям в рекламу на радио вновь лидируют «Сбер» (454 млн руб.) и ВТБ (355 млн руб.). На третье место вырвалась «Лента» с инвестициями в радиоканал в размере 334 млн руб., впервые оказавшись в рейтинге тридцати крупнейших рекламодателей.
Место | Рекламодатель | Бюджет (Пресса) |
---|---|---|
1 | СБЕР | 34 |
2 | БИННОФАРМ ГРУПП | 9 |
3 | ГАЗПРОМБАНК | 7 |
4 | ВТБ | 7 |
5 | X5 GROUP | 5 |
Расходы на рекламу в прессе значительно уступают вложениям в другие сегменты у всех рекламодателей. Лишь 22 игрока из топ-30 инвестировали в неё в 2022 году. Здесь вновь лидирует «Сбер», инвестиции которого составили 34 млн руб. По сравнению с прошлым годом банк урезал расходы на прессу на 35%. Инвестиции других игроков ещё ниже. «Биннофарм групп» потратила на рекламу в прессе 9 млн руб. Газпромбанк и ВТБ — по 7 млн руб, а владелец брендов «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик» и «Карусель» X5 Group — 5 млн руб.
Оценка производилась на основе данных Mediascope по общим объёмам рекламы, размещённой в локальном, тематическом и национальном эфирах, включая спонсорские заставки и интеграции, а также по результатам опроса медиаагентств. При оценке стоимости учитывались закупаемые объёмы, телеканалы, баинговая аудитория, сетевые и орбитальные выходы, сезонность, длина роликов, выходы в прайм-тайм, выходные и праздничные дни.
За основу расчета медийной рекламы, то есть баннеров и OLV, взяты данные офлайн-биллингов рекламодателей и результаты опроса агентств. Для оценки бюджетов перформанс-рекламы использовались данные о бюджетах, предоставленные компанией Digital Budget, основанные на алгоритмах и оценке Digital Budget и данных Similarweb. Перформанс включает в себя поисковую рекламу, рекламу в соцсетях, а также программатик-закупки. Бюджеты перформанс-рекламы суммированы с бюджетами медийной рекламы.
Для того чтобы исключить неоправданное увеличение бюджетов, не учитывались вложения в поисковую рекламу со стороны компаний, которые располагают собственными программатик-платформами, таких как «Яндекс». По тем же причинам в расчёт не брали инвестиции в рекламу в соцсетях от компаний, у которых есть свои соцсетевые ресурсы, например, VK.
Оценка производилась исходя из бюджетов рекламодателей с учетом коэффициента надбавки за формат размещения. Подсчет осуществлен на основе данных Admetrix и опроса медиаагентств, проведенного Sostav. Коэффициент надбавки за формат размещения: каждый формат, размещенный агентством, домножается на добавочный коэффициент, установленный в результате голосования агентств. Учитывались размещения в 50 городах, а также на трассах Московской области.
При расчёте использовались данные Mediascope по общим объёмам рекламы, размещённым в печатной прессе в виде коммерческой рекламы и свободных вложений. В оценке бюджетов рекламодателей присутствовали национальное и локальное размещения (в Москве и Санкт-Петербурге) в прессе с учетом средней скидки для базовых и спецполос, полученной в результате опроса медиаагентств.
Оценка производилась на основе данных Mediascope и опроса медиаагентств, проведенного Sostav. Учтены закупаемые объемы и бартерные сделки. Расчёт бюджета каждого рекламодателя проводился по радиостанциям в соответствии со стоимостью минуты размещения на ней.