«Аэрофлот» предложил ввести в России тариф, по которому авиаперевозчик сможет самостоятельно менять дату, рейс, маршрут и класс перелета в одностороннем порядке. Компания направила своей проект закона президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимиру Тасуну, пишут «Ведомости». Представитель Минтранса рассказал изданию, что предложение не будет рассматриваться «до полноценного восстановления авиасообщения».
По новому тарифу перевозчик в некоторых случаях будет выплачивать компенсацию до 30 тыс. руб. за изменение условий. Например, ее не будет, если уведомление о невозможности предоставить место на рейсе пришло пассажиру за две недели до вылета. При этом он сможет купить билет на тот же рейс по обычному тарифу. «Использование новых тарифов позволит снизить среднюю стоимость билета на 2%», — говорится в пояснительной записке.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает это «завуалированной легализацией овербукинга», когда компания продает больше билетов, чем кресел в салоне — сегодня это не регламентировано. Эксперт Центра инфраструктурных проектов Высшей школы экономики Андрей Крамаренко отмечает, что расплывчатые формулировки помогут широко толковать закон и отменять рейсы, пересаживая пассажиров с недозагруженных и нерентабельных рейсов.
По его словам, уже сейчас авиакомпании отменяют рейсы из-за недозагрузки, хотя это запрещено Воздушным кодексом. Список причин, по которым компания может отказать пассажиру в перевозке, пока также строго ограничен. «Мне не известно ни одной юрисдикции, в которой авиакомпании получили бы такое право — на изменение в одностороннем порядке существенных условий договора», — добавляет Крамаренко.
По его словам, предложенный механизм предполагает повышение маржинальности авиакомпании. Каждый случай отказа в посадке будет для нее прибыльным, потому что пересаживать на другой рейс будут самых «дешевых» пассажиров и компенсация им, которая привязана к стоимости билета, будет минимальной
Представитель «Аэрофлота» Михаил Демин утверждает, что компания уже отказалась от этой инициативы и «в настоящий момент в актуальной повестке такая инициатива не рассматривается». «Она прорабатывалась в период пандемии как одна из инициатив по приданию пассажирам большей уверенности в периоды массового изменения расписания, возможных изменений типов воздушных судов, неопределенности со сроками снятия ограничений», — объясняет Демин.
Ранее «Аэрофлот» предложил Минтрансу уменьшить габариты провозимого багажа на 20%. Сейчас размер провозимого багажа составляет 203 см по сумме трех измерений, перевозчик предложил снизить размеры до 158 см — такая норма используется некоторыми иностранными компаниями.