Представителям Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в которую в том числе входят «М.Видео-Эльдорадо», DNS, «Яндекс Маркет», «Марвел-дистрибуция», во внутреннем письме пояснили, что участники внешнеторговой деятельности, пострадавшие от распространения информации о поставках санкционных товаров, «могут привлекать к административной ответственности СМИ, распространившие такую информацию». Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на копию письма.
Как отметил изданию советник юридической фирмы Versus.legal Радислав Репин, речь идёт о статье КоАПа о разглашении информации с ограниченным доступом, нарушение которой влечёт наложение штрафа на граждан в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., на должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трёх лет, на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
В письме РАТЭК указывается, что статус контрсанкционной информации обсуждался на совещании с членами ассоциации. «Обсудив норму, мы пришли к пониманию того, что контрсанкционная информация — это распространяемая СМИ информация о поставках в РФ товаров, включённых в тот или иной санкционный список», — говорится в обращении к компаниям по итогам совещания.
По словам бизнес-аналитика «Марвел-дистрибуция» Антона Фомина, сейчас к таким товарам относится любое оборудование, содержащее американские патенты и решения. Относится это и к продукции брендов Apple, Samsung, HP, Dell, Asus, Siemens, Bosch, Electrolux, Nikon и других, подчеркнул эксперт. «Это лишь немногие примеры из крупных категорий консьюмерских товаров», — уточнил Фомин.
Распространение контрсанкционной информации будет являться актом причинения вреда, который в силу принципа полного возмещения будет подлежать полной компенсации, включая упущенную прибыль, если из-за публикации в СМИ у компании сорвалась сделка, пояснил Репин. Однако «сложность будет состоять в доказывании причинной связи», — указывает эксперт.
В обращении РАТЭК также рекомендовала компаниям-членам ассоциации предупредить партнёров и СМИ о том, что распространение информации об их внешнеторговой деятельности может быть расценено «как распространение контрсанкционной информации со всеми вытекающими последствиями».
Кроме того, в ассоциации хотят направить письмо в Минцифры и Роскомнадзор с просьбой проинформировать зарегистрированные в России СМИ о недопустимости распространения такой информации без письменного разрешения участника внешнеторговой деятельности.
В Роскомнадзоре изданию ответили, что обращения по такой тематике от российских физических или юридических лиц — участников внешнеторговой деятельности — пока не поступали. От дальнейших комментариев представитель ведомства отказался.
«Как правило, основным источником информации для органов, администрирующих санкции, является в первую очередь информация именно из СМИ, поэтому введённые законодателем изменения с точки зрения управления санкционными рисками выглядят разумно», — поделился мнением с изданием старший партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов.
Руководитель Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков напоминает, что сейчас положения закона об информации позволяют в том числе ограничивать публикацию контрсанкционной информации в СМИ. «Но это касается только санкций, введённых Россией в ответ на внешние санкции, информации о параллельном импорте они не касаются», — добавил эксперт
Ограничения на распространение «контрсанкционной» информации были введены 14 июля. Согласно принятому закону, под контрсанкционной информацией понимаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о совершённых и планируемых сделках в области внешней торговли товарами, услугами, информацией или интеллектуальной собственностью, распространение которых может привести к введению ограничительных мер со стороны недружественных государств и международных организаций в отношении сторон таких сделок, российских юридических лиц и граждан.