В 2021 году российские покупатели совершили 2,6 млрд онлайн-заказов, а аудитория интернет-магазинов и маркетплейсов увеличилась до 70 млн пользователей. Годовые итоги интернет-торговли в России подвела Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ).
Объем интернет-продаж превысил прошлогодние показатели на 12% и составил 3,6 трлн руб. Из этой суммы — 1,3 трлн руб. приходится на внутренний рынок (рост на 13% по сравнению с 2020 годом). Траты на онлайн-покупки из-за границы выросли на 9% относительно 2020-го и достигли 478,6 млрд руб. Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж по итогам года составила 9,2%.
Однако средний чек россиян уменьшился почти вдвое:
- В продуктах питания чек сократился до 1406 руб. (против 2080 руб. в 2020).
- В одежде сократилась до 1656 руб. (против 2021 руб. в 2020).
- В инструментах и садовой технике средний чек упал до 3038 руб. (5983 руб. в 2020 году)
- Вдвое снизился на товары для детей — до 1656 руб. (3357 руб. в 2020 году).
- Рост наблюдается только в категории товаров цифровой и бытовой техники — до 11260 руб. (годом ранее — 8817 руб.)
Самыми популярными покупками были товары из категории «Цифровая и бытовая техника». Такие покупки совершали 24,9% россиян. Продолжился тренд и на товары «Для дома и уюта» — 14,6%. Одежду и обувь заказывали 13,8% жителей страны, продукты питания — 9,8%. Товары категории «красота и здоровье» приобретали 7,4% россиян.
Не только торговые интернет-площадки и маркетплейсы пользовались покупательским доверием в 2021 году. Россияне активно покупали через альтернативные партнерские сети — веб-сервисы, финансовые витрины, Instagram-блогеров и Telegram каналы. По данным партнера АКИТ — IT-компании Admitad, самый дорогой заказ через партнерские сети пришелся на категорию «Электроника и бытовая техника» — почти 8 млн руб. На втором месте заказ на приобретение билетов на самолет на 4 млн руб., на третьем — товары для сада на сумму почти 3 млн руб.
Президент АКИТ Артем Соколов:
Сегодня основным драйвером развития становится не пандемия, а укрепление доверия к e-commerce, привычка людей к удобному способу покупок, а также способность рынка молниеносно реагировать на любые запросы клиентов, предлагая им все более качественные сервисы.
Развитие онлайн-шопинга привело к образованию новых рабочих мест на рынке труда. По итогам 2021 складских работников стало больше в 1,5 раза. На сегодняшний день их число в отрасли составляет 87,5 тыс. человек, а количество курьеров выросло на 45% до 330 тыс.