На фоне пандемии коронавируса и экономического кризиса россияне стали тратить почти втрое меньше денег. Расходы в основном снижаются в тех категориях, где полностью отсутствует спрос: билеты на концерты, в театры, кино, ночные клубы и авиакомпании, сообщает РБК.
Держатели карт ВТБ на треть сократили свои траты в период самоизоляции с 30 марта по 5 апреля по сравнению с предыдущей неделей. Банк «Открытие» также фиксирует сокращение общей транзакционной активности своих клиентов во время нерабочих дней — примерно на 30% от среднемесячных уровней. Сейчас она сравнима с активностью в январские праздники. У «Промсвязьбанка», как сообщил его представитель, транзакционая активность за весь март 2020 года упала на 5−7% по сравнению с февралем.
В банке «Русский cтандарт» и Московском кредитном банке отметили снижение расходов в категориях развлечений и путешествий. Сейчас все траты сосредоточены в жизненно важных сегментах, подтвердили тенденцию в ВТБ, отметив также падение трат в категориях «общественный транспорт» и «поездки на автомобилях».
Что касается роста расходов, то в ВТБ зафиксировали рост трат на первой карантинной неделе на продукты — на 5%. При этом россияне начали чаще покупать продукты в «магазинах у дома»: там показатель вырос на 10%, в крупных супермаркетах объемы трат, наоборот, упали — на 3%. ВТБ также отмечает рост расходов на доставку продуктов на дом и на домашние онлайн-сервисы.
Падение трат клиентов по картам на 30% повлекло за собой и падение доходности банков, отметил председатель Ассоциации электронных денег и денежных переводов Виктор Достов. Если пессимистические экономические прогнозы подтвердятся, общий объем покупок по картам в ближайшие год-два будет ограничен слабым потребительским спросом, вызванным падением доходов россиян, что приведет к еще большему сокращению доходов банков от карточных операций, предупреждает руководитель группы по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ в России и СНГ Наталья Ракова.
Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил перечень отраслей, которые признаны наиболее пострадавшими от распространения пандемии коронавируса. В него попали автомобильные и авиа- перевозки, а также культура, организация досуга и развлечений.