Иллюстрация Depositphotos
41% россиян признаются, что им не хватает денег на покупку еды или одежды. При этом, реальные располагаемые денежные доходы российского населения продолжают сокращаться, говорится в новом выпуске социально-экономического мониторинга ВШЭ.
По отношению к аналогичному периоду прошлого года реальные располагаемые денежные доходы российского населения в мае 2016 года сократились на 5,7%, что выше средних темпов сокращения за прошедшие девятнадцать месяцев спада. Средняя начисленная заработная плата в реальном выражении сократилась на 1%, а пенсии - на 4,3%. Такая динамика сохранится на протяжении ближайших месяцев, прогнозируют специалисты.
Столкнувшись с затяжным спадом доходов и осознав условия новой экономической реальности, российское население приняло стратегию «осторожного» потребительского поведения. В течение последних трех месяцев экономили 78% семей. Как и в апреле, россияне чаще всего экономили на развлечениях, приобретении одежды и обуви и покупке продуктов питания. По сравнению с апрелем, в июне семьи одиночек, большие семьи, а также семьи с несовершеннолетними детьми стали экономить чаще.
Однако несмотря на экономию, 23% респондентов оценили материальное положение своей семьи как плохое или очень плохое, а 41% признались, что у них недостаточно денег для покупки необходимой одежды или продуктов питания.
В мониторинге отмечается, что в июне значительно выросла доля пенсионеров, оценивающих свое материальное положение как плохое или очень плохое, – до 31%, тогда как в марте-мае 2016 года эта доля колебалась в пределах 20-22%. Наиболее уязвимыми группами населения, кроме пенсионеров, остаются семьи, зависящие от социальных выплат. Доля бедных по субъективной оценке среди семей, получающих доходы только в виде пенсий или в виде других социальных выплат, в июне в два раза превысила таковую среди семей, имеющих только трудовые доходы, и достигла 70%.
Ранее потребительское поведение в России оценило Аналитическое кредитное рейтинговое агентство и пришло к выводу, что стагнация реальных доходов и ограниченный потенциал наращивания кредитов сохранят тенденции "экономичного" поведения россиян в ближайшие годы. Рекордное снижение реальных зарплат и доходов в 2015 году обрушило физическое потребление непродовольственных товаров на 20%, а продовольственных — на 4,2%.