Почти 80% руководителей фирм малого и среднего бизнеса ожидают роста выручки по итогам 2024 года, говорят результаты исследования компании «МойСклад».
При этом о росте выручки по итогам 2023 года заявили 56% опрошенных предпринимателей.
На сегодняшний день количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) достигло 6,6 млн, что стало рекордом за всю историю существования реестра МСП, отмечают аналитики. В январе 2023 года таковых было 5,9 млн. Рост к 2022-му году составил 12%, при этом количество новых предприятий выросло на 19% (1,1 млн предприятий).
«Мы опросили 950 предпринимателей: 56% опрошенных сказали о росте выручки в 2023 году. Из них 43% указали, что выручка увеличилась до 20%, а 13% подтвердили сильный рост на 50% и выше. 27% зафиксировали, что их выручка не изменилась. При этом 16% говорят о снижении оборотов, серьезное падение на 50% и выше лишь у 2%, среднее — отмечают 6% опрошенных, небольшое снижение (до 20%) у 9% участников исследования», — рассказал сооснователь и CEO сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев.
При этом настроения опрошенных предпринимателей в 2024 тоже положительные: 78% опрошенных уверены, что их выручка увеличится в 2024 году. В текущем году увеличить выручку на 50% и более планируют 24% опрошенных, столько же планируют увеличить выручку на 20−50%. 31% предпринимателей считает, что выручка вырастет на 5−20%. 13% прогнозируют выручку на уровне 2023 года. И только 5% думают, что она упадет.
«Мы также спросили предпринимателей о трудностях, которые мешали им развиваться в 2023 году и в 2024 году. Основные проблемы 2023 выглядят так: падение рубля, инфляция, санкции и трудности с логистикой. В этом году одними из основных факторов предприниматели назвали падение спроса, логистику, санкции и нехватку кадров. Также предприниматели называют высокие ставки по кредитам, рост конкуренции и постоянные изменения правил на маркетплейсах. В то же время 23% опрошенных говорят, что никаких трудностей в 2023 году не заметили, а в 2024 году оптимистичных предпринимателей уже 34%», — делится Аскар Рахимбердиев.
По его словам, рост МСБ связан со спросом, который, в свою очередь, базируется на увеличении денег, особенно, в регионах. Предприятий МСБ становится больше, они стали продавать много товаров повседневного спроса и их влияние в целом на покупателя увеличивается. Представители МСБ смогли быстро занять определенные потребительские ниши после ухода западных компаний, утверждает Рахимбердиев.
Гибкость, легкость и быстрота принятия решений позволила предпринимателям быстро выйти на рынок как с товарами из списка параллельного импорта, так и с товарами повседневного спроса. На самом деле, во многом именно представители МСБ скомпенсировали дефицит товаров, который произошел из-за санкций и ухода западных компаний. Малый бизнес смог наладить поставки, договориться с западными компаниями, найти пути обхода санкций, найти аналоги в Китае, Турции, Киргизии и других, относительно новых для некоторых категорий товаров стран.
Как считает Аскар Рахимбердиев, малый и средний бизнес продолжит активно расти и развивать производство, в первую очередь, одежды, мебели и продуктов питания. Но постепенно будет расти и доля более сложных товаров: электроники, автозапчастей, оборудования для крупного промышленного комплекса.