Общий оборот нелегальных товаров в островках превышает 25 млрд рублей в год, а большинство продавцов, торгующих контрафактом в «островках», открыто признаются в торговле подделками, следует из инициативного исследования юридической компании BrandMonitor.
Через «островки» распространяются детские игрушки, аксессуары для электроники, сумки и рюкзаки, косметика и парфюмерия. Доля контрафакта доходит до 60% в зависимости от типа островка и категории торгового центра.
В «островках» совершают покупки почти три четверти россиян — 73%. Покупки скорее эпизодические, чем регулярные. Ежемесячно делают покупки в островках 13% опрошенных, остальные (60%) — от случая к случаю, раз в несколько месяцев или реже. В период праздников (в том числе, перед Новым Годом и Рождеством) число покупателей возрастает — их привлекают праздничные сувениры. 42% посетителей островков испытывали проблемы с купленной продукцией.
Так, 21% покупателей сообщили об отсутствии гарантии производителя, 18% купили подделки, 13% приобрели бракованный или низкокачественный товар. Большинство (70%) покупателей решили вернуть проблемные товары, при этом две трети успешно осуществили возврат, остальные этого сделать не смогли — продавец отказался принимать товар.
Юрий Вопилов, генеральный директор BrandMonitor:
Продажи в островках часто воспринимаются как бизнес с незначительным оборотом, который не наносит серьёзного ущерба правообладателю. В совокупности островки реализуют объемы, сопоставимые с большими складами продукции.
Для проведения исследования специалисты BrandMonitor предварительно выявили точки, в которых торгуют контрафактом, и выполнили тестовые закупки. В островки, в которых по результатам экспертизы подтвердилась торговля контрафактом, были направлены тайные покупатели для проведения интервью. Всего опрошены 100 продавцов-консультантов, торгующих подделками. Дополнительно был проведен репрезентативный онлайн опрос жителей России в возрасте от 18 до 55 лет, проживающих в городах с численностью населения от 100,000 человек и выше. Общий объем выборки составляет 7,000 респондентов.