Внимание всего мира сейчас приковано к развитию ситуации с COVID-19. Каждый день мы получаем новости о его распространении и влиянии на те или иные сферы жизни. Агентство BrandScience (входит в MEDIA DIRECTION GROUP ) запустило еженедельное исследование о влиянии коронавируса COVID-19 на поведение потребителей.
Насколько серьезно люди относятся к пандемии?
По данным на середину прошлой недели, 77% россиян осознают опасность вируса. Среди них каждый третий считает, что ситуация очень серьёзна — всех людей нужно изолировать и закрыть границы (согласно официальным данным, Россия прекратила международное авиасообщение с 27 марта). Однако половина людей (53%), осознавая серьёзность угрозы, считает достаточным мыть руки и избегать мест скопления людей. В это же время 23% респондентов не верят в реальность происходящего и считают, что проблема коронавируса в России либо не представляет угрозы, либо её нет вообще.
Как изменились привычки россиян?
Практически все в той или иной мере почувствовали влияние коронавируса на себе. Подавляющее большинство (61%) были вынуждены изменить свои планы. Каждый третий отменил посещение культурных мероприятий (спектакли, выставки, концерты). 27% россиян отложили планирование будущих поездок за границу, 18% были вынуждены отменить уже запланированный отпуск в других странах.
Постепенно меняются и повседневные привычки. По понятным причинам люди стали больше заботиться о базовой гигиене — 67% стали чаще мыть руки. 52% следят за актуальными новостями на тему коронавируса, 49% ограничили посещение общественных мест. 36% отмечают, что стали пользоваться антисептиком (особенно в Москве — 43%) и столько же стараются меньше трогать лицо (в Москве этот процент также больше — 40%).
И несмотря на ажиотаж в СМИ о пустых полках в магазинах и активных закупках предметов первой необходимости и продуктов с длительным сроком хранения, лишь 11% начали закупать продукты впрок и 8% стали заранее скупать товары повседневного спроса. На момент проведения опроса из дома работали 9% прошенных по России и 14% по Москве. Однако после обращения президента ожидается, что этот процент увеличится. Люди будут больше проводить времени дома, что безусловно повлияет и на их привычки в медиапотреблении.
Как изменилось медиапотребление?
По итогам мониторинга первых девяти недель года сильных сдвигов в медиапотреблении не наблюдалось, однако на примере других стран уже сейчас можно прогнозировать рост телесмотрения и потребления контента в интернете. По данным WARC, уже на следующий день после закрытия границ в Ухане во всем Китае резко выросло телесмотрение.
В период катаклизмов и угроз локальные новости становятся самыми востребованными программами. В феврале на 50% выросли рейтинги новостных передач в Китае. В Италии особенно сильный рост телесмотрения заметен среди молодой аудитории.
Тот же тренд наблюдается и в России: по данным телеизмерителя MediaHills после объявления пандемии в Москве почти в 2 раза вырос рейтинг телесмотрения новостных программ, также наблюдается рост рейтингов тематических каналов: кинофильмы и еда.
Адаптируясь к изменению потребительского поведения, бренды на западе уже переориентируются на такие направления, как e-commerce, видеоплатформы, работа с контентом и лидерами мнений.
Потребление социальных медиа также имеет тенденцию к росту. Соцсети становятся площадками не только по получению новостей, но и большего контакта с родными и близкими, что влияет и на отклик на рекламные кампании. По данным Nielson, в США на 76% вырос показатель дневных лайков рекламных постов и на 22% рекламных контактов в Instagram.
Россияне уже готовятся к самоизоляции и карантину, планируя свой будущий досуг, чему способствуют и онлайн сервисы со свободным доступом к контенту. Уже сейчас наблюдается рост дневной аудитории по всем онлайн кинотеатрам: дневная аудитория «Кинопоиска» за несколько дней увеличилась более чем на 50%, количество просмотров в Okko за предыдущую неделю выросло на 23%, в «Амедиатеке» посещаемость увеличилась на 30% по сравнению с позапрошлой неделей. Растёт спрос на онлайн-развлечения: по данным BBC, на Ozon в феврале-марте выросли продажи подписок на онлайн-игры, различные товары для творчества и настольные игры.