Sostav.ru
18.10.2023 в 13:00

2,5 миллиона продаж новой игры Marvel’s Spider-Man 2: как Sony «оживляет» франшизу

В 2023 году компания выпустила мультфильм и видеоигру

За сутки с релиза видео-игры Marvel’s Spider-Man 2 было распродано 2,5 миллиона копий — игра стала самой быстро продаваемой за всю историю PlayStation Studios. Франшиза про Человека-паука под руководством Sony увидела свет ещё в 2002 году, однако за 21 год интерес к ней не угас, а возобновился с новой силой. Sostav решил разобраться, как создатели на протяжении многих лет «оживляют» историю о Человеке-пауке.

Вперёд — в полёт над Нью-Йорком

Marvel's Spider-Man 2 стала самой ожидаемой игрой 2023 года по версии читателей IGN. Релиз состоялся 20 октября, однако уже накануне выхода в соцсетях стоял ажиотаж: пользователи снимали видео о том, как безвылазно проведут ближайшие дни и о каком подарке мечтают на Новый год. В честь запуска Sony показала рекламный ролик на гигантской «Сфере» в Лас-Вегасе.

Австралийское подразделение PlayStation поддержало коллег и установила в Сиднее арт-объект в виде подвешенного на паутине грузовика.

В России цена на игру достигает 10 тыс. руб., однако обладатели PlayStation готовы тратить такие деньги. Фанатов Marvel она привлекает сюжетными перипетиями и появлением персонажей из других комиксов, а вот менее искушённых игроков — детально проработанным Нью-Йорком, по которому можно свободно перемещаться и буквально летать над небоскрёбами с помощью паутины.

В разработке принимали участие Sony, её дочерняя компания Insomniac Games и игровое подразделение Marvel Games. И даже не скажешь, что японская корпорация и Marvel Entertainment уже много лет борются за самого популярного супер-героя, а его успех всегда балансировал между интересами двух компаний.

С чего всё начиналось

В 1996 году компания Marvel подала заявку на банкротство: её долги составляли около $700 млн. Тогда персонажи были популярны по комиксам, а о самостоятельных съёмках фильмов не шло и речи. Выходом из ситуации казалась продажа прав на экранизацию популярных героев различным компаниям. Инициативу проявили Sony, однако из всех персонажей вселенной они были готовы купить только Человека-паука.

По договору, Sony платила Marvel $10 млн за старт съёмок каждого нового фильма и отдавала 5% дохода с их проката. При этом, студия обязана как минимум раз в пять лет выпускать проект по пауку, иначе права перейдут обратно к Marvel.

Первый фильм о Человеке-пауке с Тоби Магуайром вышел в 2002 году. Лента побила рекорд самых быстрых кассовых сборов — $100 млн всего за три дня, всего в мировом прокате — $820 млн. Следующий фильм «Человек-паук 2» вышел в 2004 году и получил $788 млн.

Однако третья картина оказалась менее успешной: несмотря на крупные сборы в $890 млн, Sony получила всего $159 млн при бюджете в $258 млн, а зрители назвали картину перегруженной и запутанной. Одной из причин стало неприятие режиссёром Сэмом Рэйми персонажа Венома, которого навязала в сценарий Sony. Тот не смог проникнуться к герою и гармонично вплести его в сюжет. Когда зашёл разговор о съёмках четвёртого фильма, студия была не готова выделять большой бюджет, а съёмочная команда устала от проекта. В итоге Сэм Рэйми заявил о своём уходе.

Sony решила пойти по пути перезапусков: в 2012 году компания выпустила фильм про Паука с Эндрю Гарфилдом. Фильм заработал $758 млн при бюджете в $230 млн — этот результат уступал каждой из картин Рэйми.

Франшизы, которые пытались реабилитировать с помощью перезапуска:

  • Терминатор Джеймса Кэмерона, (1984) — «Терминатор: Генезис» Алан Тейлор, (2015);
  • Фильмы о Джеймсе Бонде: «Золотой глаз» (1995) — «Казино "Рояль"» (2006);
  • «Бэтмен» Тима Бёртона (1989) — «Тёмный рыцарь» Кристофера Нолана (2005);
  • «Дюна» Дэвида Линча, 1982 год — «Дюна» Дени Вильнёва 2021 год;
  • «Оно» Томми Ли Уоллеса, 1990 год — «Оно» Энди Мускетти, 2017 год;

Вдохновившись успехом, Sony выделили на второй фильм $260 млн: ожидалось, что «Новый Человек-паук 2» принесёт на $100 с лишним млн больше. Однако сиквел оказался ещё более провальным: $708 млн мировой кассы, а чистая прибыль Sony — всего $20 млн. Фанаты же отметили, что Человек-паук идёт по неверному пути.

У нас будет своя киновселенная

В 2009 году Disney приобрела Marvel, и киновселенная супер-героев стала набирать всё большую популярность. Sony собирались последовать за трендом мультивселенной. Они снимали сольный фильм про Венома, а также заявляли о создании Зловещей шестёрки, но кроме персонажей Человека-паука у студии никого не было, и разговоры о собственной вселенной не вселяли надежд на успех.

Вскоре начались тайные переговоры Sony, Marvel и Disney, а фанаты просили вернуть Человека-паука в мир остальных супер-героев. Стало очевидно, что в «естественной среде обитания» Пауку будет лучше, а руководство над проектом стоит поручить другим людям. Студии заключили соглашение о совместном использовании супер-героя — он мог появляться в кроссоверах Marvel, к финансированию которых Sony не имела никакого отношения, но полностью занимались производством сольных картин о пауке.

Дебют персонажа во вселенной Marvel состоялся в 2016 году в фильме «Первый Мститель: Противостояние» с Томом Холландом в главной роли. Первый сольный фильм «Человек-паук: Возвращение домой» вышел в 2017-м и собрал $880 млн, а «Вдали от дома» 2019-ого — больше одного миллиарда, что стало ошеломительным успехом для студии.

Как появились мультфильмы

После неудачи новой франшизы с Эндрю Гарфилдом, идея создания мультфильма пришла к Sony вместе с мечтами о «своей вселенной». В 2014 году сервер компании взломали, и были обнародованы планы «омолодить» франшизу, создав анимационную комедию с Филом Лордом и Кристофером Миллером. Официально о новом проекте заявил председатель Sony Pictures Том Ротман во время мероприятия CinemaCon в апреле 2015 года.

В 2016-м объявили, что мультфильм будет основан на идее комикса Spider-Verse 2014 года: главным героем станет подросток Майлз Моралес, наполовину афроамериканского, наполовину латиноамериканского происхождения. Производством занимались Columbia Pictures и Sony Pictures Animation.

Премьера «Человека-паука: через вселенные» состоялась 13 декабря 2018 года, а кассовые сборы составили $384 млн при бюджете в $90 млн. По мнению журналистов, анимационная работа Sony Pictures оказалась не только лучшей адаптацией комиксов о Человеке-пауке, но и одним из самых сильных кинокомиксов в целом. Кинокритики отметили оригинальность мультфильма, насыщенную анимацию и спецэффекты, а также удачный юмор. В 2019-м году Sony Pictures Animation впервые взяла оскар, потеснив Disney Animation и Pixar.

Игры попали под перезапуск

Несмотря на владение Паучком Sony, производством видео-игр о Человеке-пауке с 2000 года занимались исключительно компания Activision. Вышедшая из-под их крыла в 2000 году игра Spider-Man для PlayStation, Nintendo 64 и Dreamcast долгое время считалось одной из лучших игр о Человеке Пауке, поэтому Sony не торопились забирать у них права.

Но скоро после множества проектов с переменным успехом дела пошли совсем плохо: разработчикам не хватало времени и денег, а частая привязанность к фильмам сильно ограничивала сюжет. На волне падения популярности картин с Эндрю Гарфилдом и планами о возвращении паучка во вселенную Marvel, Sony решили тотально «обнулиться» и перезапустить ещё и серию игр. Компания забрала права у Activision и стала разрабатывать игру совместно с Marvel и Insomniac Games. В 2018-м году свет увидела Marvel’s Spider-Man. Игра получила преимущественно положительные отзывы, согласно агрегатору рецензий, критики хвалили её за игровой процесс, графику и сюжет. Множество рецензентов назвали Marvel’s Spider-Man одной из величайших когда-либо созданных игр о супергероях в целом и Человеке-пауке в частности.

И снова врознь

Вдохновившись успехом «Человека Паука: вдали от дома» в 2019-м, Marvel и Disney предложили Sony перезаключить договор, в этот потребовав слишком большой кусок пирога — половину всех доходов. В результате студии договорились только на третий сольный фильм «Человек-паук: Нет пути домой», который вышел в 2021 году, и на будущую картину Marvel Studios. После этого компании заявили о приостановке сотрудничества на неопределённый срок — это значит, что Человек-паук Тома Холланда больше не встретится с другими героями Marvel.

Однако в 2023 году Sony выпустила сразу два проекта о Человеке-пауке: сиквел оскароносного мультфильма «Человек Паук: паутина вселенных» в июне (его анонсировали ещё в 2018-м) и игра Marvel's Spider-Man 2 в октябре. Во второй части игры появляется персонаж мультфильмов Майлз Моралес: вместе с Питером Паркером они сражаются со злодеями из разных комиксов о «Человеке Пауке». Также игроки могут увидеть отсылки к Паукам из других вселенных, которые были активными героями в мультфильмах.

Создатели игры уже намекнули о продолжении: в интервью YouTube-каналу Skill Up творческий директор Marvel’s Spider-Man 2 Брайан Интихар провёл аналогию между выпусками франшизы и фильмами киновселенной Marvel.

Брайан Интихар, творческий директор Marvel’s Spider-Man 2:

Если первая Spider-Man была нашим «Железным человеком», а Spider-Man 2 — «Первым мстителем: Противостояние»… Куда мы логически двинемся дальше? Думаю, будет эпично.

Поэтому возможно, мечты о «собственной вселенной» всё же реализуются — но в виде мультивселенной из множества пауков. К тому же 16 октября 2023 года корпорация Microsoft объявила о приобретении у Sony Interactive Entertainment права на Человека-паука. Главный исполнительный директор Microsoft Сатья Наделла выразил надежду, что компания сможет расширить этот мир и предложить новые видеоигры и кинематографические произведения.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.