YouTube — второй по популярности сайт в мире, у него миллиард часов просмотров в день. Может, для кого-то 2020 год и был сложным, но только не для YouTube. Площадка окрепла и окончательно сформировалась как отдельная индустрия. Укрепились новые профессии: менеджер канала, SEO-оптимизатор, ведущий, сценарист, sales-менеджер — и все они с приставкой YouTube. Требования к продукту на площадке растут с каждым месяцем, а за качество отвечает человек загадочной профессии — «продюсер YouTube-канала». Об индустрии, профессии и ее болях Sostav рассказали в Deluxe Interactive Moscow.
Суть профессии
Все вакансии на hh.ru содержат три главные функции YouTube-продюсера: разработка стратегии и контент-плана, организация процессов и команд, планирование и контроль. А дальше все зависит от особенностей работы: часть ее продюсер выполняет самостоятельно, часть — делегирует и координирует.
Денежная мотивация
В среднем YouTube-продюсер зарабатывает 70 000−150 000 рублей в месяц. Сумма сильно зависит от объема его прямых задач. Разрабатывать креатив, контролировать процессы и вести переговоры с рекламодателем, делать так, чтобы рекламная вставка понравилась и клиенту, и аудитории — это тоже может быть задачами продюсера. Поэтому возможны бонусы при заключении годовых контрактов.
Требования к скиллам
Компетенция 1: организовать хаос
Объем рынка рекламы на YouTube составляет 18 000 000 000 рублей. Это серьезный бизнес, поэтому крупные YouTube-каналы становятся медиакомпаниями с собственной продакшн-командой, бухгалтерией, юристом, рекламным отделом и отделом продаж.И вот тут не обойтись без продюсера.
Задача продюсера — держать в голове стратегию развития проекта. Площадка не терпит нерегулярности и халатности, здесь важно четко знать, куда и зачем идти.
Яркий пример — Versus Battle, куда хотели попасть все топовые рэперы страны. Но за четыре года, кроме феерично успешного ролика «Oxxxymiron vs Слава КПСС (Гнойный)», набравшего 45 000 000 просмотров, ничего хорошего с каналом больше не случилось. Он вернулся к цифрам, которые были на старте — 200 000−700 000 просмотров, а его создатель и вдохновитель Ресторатор объявил себя банкротом. Не спас даже Егор Крид.
История Versus Battle — хорошая иллюстрация того, насколько важна стратегия. Продюсер должен предвидеть риски и иметь план для команды.
Артем Королев, ведущий Альденте Шоу:
В процессе создания любого продукта самое важное — это команда. Невозможно сыграть симфонию в одиночку, нужен оркестр. Важно, чтобы участники команды, как и музыканты одного оркестра, слушали друг друга, помогали и доверяли.
Продюсер под стать дирижеру. Он — одно из самых важных звеньев, человек, который видит картину происходящего наиболее полной, трехмерной. Остальные участники могут объективно оценивать продукт лишь в пределах своих полномочий, сферы деятельности. Доверие к продюсеру не менее важно, чем доверие между членами коллектива. Если есть уверенность друг в друге, то результат всегда будет радовать.
Компетенция 2: видеть дальше, знать больше
Продюсеру очень важно быть включенным во все происходящее в медиапространстве, быть готовым вовремя пересмотреть стратегию развития проекта.
Недавно «бомбил» Clubhouse. Те из инфлюенсеров, кто пришли первыми, набрали десятки тысяч подписчиков в первые же дни. Пример: кейс с Сергеем Минаевым, автором канала Minaev Live и главредом журнала Esquire. Он не только попал в топ-5 пользователей Clubhouse, но первым привел спонсора — Мегафон.
Задача продюсера в подобных случаях: рассказать о новом тренде, предложить четкий план теста, быстро договориться с рекламодателем и выстрелить первым.
Компетенция 3: человек и закон
Хороший YouTube-продюсер немного юрист. Это означает не только знание всех правил и особенностей площадки, но и навыки оставаться спокойным, ориентироваться по ситуации и разбираться в документах.
Продюсерам важно учитывать все юридические нюансы. Грамотно составленный договор исключает риски. Например, у Deluxe Interactive Moscow возникала ситуация, когда бренд отказался от интеграции накануне публикации ролика. Только сила договора и юристы помогли довести работу до конца и получить оплату.
Муниса Абдулаева, юрист:
При составлении договора важно учесть все возможные детали. Несмотря на закрепленные в законе санкции, предусмотренные за нарушение юридических соглашений, рекомендуем прописывать эти условия и в договоре. При этом следует сохранять зеркальность ответственности сторон за равнозначные нарушения условий договора.
Если для вас важным аспектом являются жесткие сроки выполнения работы/услуги, не поленитесь, пропишите отдельный пункт о штрафных санкциях за нарушение сроков.
Заключая договор на выполнение работ по созданию объектов интеллектуальной собственности, необходимо указывать права заказчика на последующее ее использование и условия передачи прав.
Чтобы управлять креативными интеграциями, потребуется погружаться в контракты и читать даже то, что написано мелким шрифтом под сноской. Одна ошибка в договоре — и вы теряете авторские права, а с ними и деньги.
Где и у кого учиться
Почти все вакансии содержат требование к опыту ведения/продюсирования канала от 2 лет. Самый доступный способ получить этот опыт — завести свой канал.
Начать можно с профессиональных материалов и курсов, но на момент поиска работы нужно знать YouTube настолько хорошо, чтобы понимать и чувствовать, как площадка работает сейчас и будет развиваться дальше. Например, необходимо разбираться в коротких вертикальных видеороликах shorts, которые, скорее всего, будут монетизироваться, как и основной контент на канале, и знать новый инструмент монетизации контента — платные аплодисменты. Отслеживать этот функционал и первым интегрировать его без личного опыта и работы «руками» будет проблематично.
Блогеры канала должны быть представлены на нескольких площадках. Обязательно ли продюсеру быть экспертом на всех? Нет, классический набор сегодня включает: YouTube, Instagram, Telegram, TikTok. А дальше могут добавляться Twitter, VK, Facebook, Clubhouse, Twitch и даже OnlyFans.
Риски
Главные риски продюсера YouTube-канала — это то, что проект не зайдет, не найдется рекламодатель, команда столкнется с хейтом.
Чтобы предотвратить отсутствие интеграций, важно продавать рекламу уже на первое видео и выходить с четким планом продаж как минимум на месяц.
Что касается хейта, сегодня это неотъемлемая часть деятельности инфлюенсера. Продюсер всегда должен предвидеть, к чему приведет то или иное действие, и знать, как снизить негативные последствия или грамотно сыграть на хайпе.
Выводы
- Продюсирование не работа, скорее, образ жизни.
- Продюсер — это Пеппер Поттс и Тони Старк из комиксов Marvel в одном.
- Продюсеру важно гореть проектом, быть погруженным в него. Если это не так, он не проявит достаточно смелости, настойчивости, креативности и усилий.
- Продюсер — двигатель и мотиватор, который задает темп работы команды: от блогера до бухгалтера, выставляющего счет.