Эффективная рекламная кампания всегда начинается с изучения целевой аудитории и построения стратегии. Понимая потребности, интересы и мотивацию вашей ЦА, вы сможете сформировать наиболее релевантное ей предложение, которое вызовет отклик. Таргетолог digital-агентства Deasign Russia Дарья Денежная рассказала на примере парсера Target Hunter, как всего за пять шагов получить подробные сведения о любой интересующей нас аудитории пользователей «ВКонтакте».
Если вы только запускаете продукт на рынок или развиваете социальные сети с нуля, тогда всегда можно проанализировать группы прямых конкурентов. Если же у вас есть крепкое сформированное комьюнити, можно убедиться, действительно ли ваши потребители такие, какими вы их представляете.
Для примера я взяла одно весьма популярное сейчас сообщество с аудиторией в 141 500 пользователей. С каждым шагом анализа портрет ЦА будет раскрываться все больше и в конце сложится в единую картину. Догадаетесь ли вы, о каком паблике идет речь?
Шаг 1
Во-первых, рекомендую очистить исходную выборку подписчиков от ботов и неактивных пользователей, которые редко посещают социальную сеть.
Собираем всех участников сообщества с помощью инструмента «Сбор» — «Участники».
Теперь переходим к инструменту «Очистка от ботов». Здесь придется запастись терпением, так как процесс может занять и час: зависит от численности вашей аудитории.
После используем «Фильтр профилей». Здесь обычно я оставляю только тех пользователей, которые за последнюю неделю появлялись в сети. С помощью этого же инструмента можно сразу отсеять аудиторию из других стран или городов или неподходящего нам возраста.
После очистки от ботов и удаления неактивных пользователей в нашей тестовой группе из 141 500 осталось 105 500 человек. Мы только что исключили 36 тыс. лишних аккаунтов (около 25%), которые могли бы повлиять на результат анализа и наши выводы о ЦА!
Шаг 2
Самым логичным следующим шагом будет проанализировать основные социально-демографические данные. Вкладка «Пользователи» — пункт «Демография».
Как мы видим, аудитория практически поровну разделилась между мужчинами и женщинами, а самый многочисленный сегмент — это пользователи от 18 до 34 лет.
Подавляющее большинство проживает в Москве и Санкт-Петербурге.
Сильно концентрироваться на других полученных в этом файле пунктах (семейном положении и сведениях о занятости) не рекомендую, так как в анкетах их заполняет совсем небольшой процент пользователей, и данные могут быть сильно искажены.
Шаг 3
На следующей вкладке «Пользователи» — пункт «Интересы» можно получить много полезных инсайтов о предпочтениях и стиле жизни аудитории.
Мы видим, что первым в списке интересов стоит «музыка», но, листая дальше, заметим две постоянно повторяющиеся тематики:
- маркетинг, бизнес, программирование, реклама, SMM, интернет-маркетинг, веб-дизайн, компьютеры, инфобизнес, копирайтинг, технологии, бизнес в интернете;
- дизайн, рисование, веб-дизайн, графика.
Далее на этой же вкладке мы видим род деятельности: он указан в анкетах всего лишь 6% пользователей, но подтверждает и оправдывает интересы, которые мы уже выяснили.
У нас явно вырисовывается портрет молодых активных жителей мегаполисов, интересующихся IT-отраслью, маркетингом и веб-дизайном.
Шаг 4
Чтобы еще больше узнать о нашей ЦА, давайте посмотрим, на какие сообщества она подписана. Это не только покажет ее интересы, но и даст возможность выявить неочевидных конкурентов и инфлюенсеров. Для этого воспользуемся инструментом «Анализ» — «Целевые сообщества» несколько раз: будем искать небольшие, средние и гигантские сообщества. Если искать сразу все сообщества без ограничений, то получится список из 10 тыс. групп по умолчанию, и это место займут крупные развлекательные паблики, которые непрерывно генерируют контент. Небольшие целевые группы, раскрывающие портрет аудитории, в таком случае останутся за бортом.
Итак, результат первого прогона — крупные паблики.
Пока что очень общая информация, но в ней уже прослеживаются характерные черты: обратите внимание на группы «ВКонтакте для бизнеса», «Команда ВКонтакте», «Бесплатные шрифты», «Оды о дизайне», «Стартапы и бизнес».
Далее — паблики поменьше. Смотрите, какая шикарная выборка.
Здесь мы видим:
- сообщества по обучению дизайну и digital-профессиям («Яндекс.Практикум», Glo Academy, WebDesign Guru — обучение digital, Moscow Digital Academy);
- отраслевые издания (SPARK, Think with Google, SEOnews.ru);
- некоторые маркетинговые агентства (TexTerra, YAGLA),
- рекламные площадки (Elama, MyTarget).
Ну что, заглянем в самые небольшие сообщества?
Что мы видим здесь?
Группы, посвященные фрилансу («Искрим по фрилансу», «Digital Вакансии — фриланс и офис», «Фриланс-биржа. Заказы») и небольшие школы по онлайн-обучению digital-профессиям (ИКРА.СПб, SkillFactory, Epic Skills, Школа digital «TargetGirl»).
Шаг 5
Время завершающего штриха. Давайте найдем лидеров мнений среди нашей ЦА, которые пользуются авторитетом, формируют мнение на важные в своей отрасли вопросы и даже задают микротренды.
В этом нам поможет инструмент «Анализ» — «Популярные люди».
Рекомендую задать минимальную планку по количеству подписчиков среди нашей выборки у таких лидеров мнений (хотя бы 10% от численности всей аудитории).
Итак, кто у нас в списке? Микроблогеры. Чтобы не афишировать имена, опишу первые семь самых популярных профилей: основатель школы digital-профессий, автор книги для фрилансеров, владелец компании, которая делает сайты и приложения, эксперт в веб-дизайне, фрилансер разработчик сайтов, эксперт по созданию личного бренда.
Думаю, теперь у нас достаточно данных для того, чтобы крупными мазками набросать портрет типичного представителя ЦА из нашей выборки. Давайте попробуем!
У нас получается Петр Иванов из Москвы, 25 лет, недавно окончивший вуз и находящийся в поиске перспективной профессии. Амбициозный, предпочитающий свободу, поэтому ищет удаленную работу или фриланс, но в глубине души мечтает создать свой собственный прибыльный бизнес в сфере digital. Он активно интересуется этой отраслью, подписан на множество специализированных ресурсов, следит за лидерами мнений, участвует в открытых образовательных вебинарах и почти решился освоить трендовые digital-навыки. Как вы думаете, представителем какого анонимного сообщества он является?
Такую четкую картину мы получили всего за пять шагов с помощью парсера. Приложив еще немного усилий и проанализировав полученную информацию, вы сможете сегментировать свою ЦА, выявить триггеры, мотивацию и боли каждой небольшой группы. Для того, чтобы делать более релевантный контент, увеличивать лояльность аудитории и составлять офферы, бьющие точно в цель. Всем аналитики, друзья!