По итогам января—июня дистрибьюторы лекарств увеличили оборот на 19% год к году, до 1,12 трлн руб. Это один из самых больших приростов рынка, вызванный ажиотажным спросом начала марта, когда потребители формировали запасы лекарств, в том числе импортные для лечения хронических заболеваний. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование DSM Group.
Для сравнения, в период первой волны пандемии COVID-19 в январе—июне 2020 года продажи дистрибьюторов росли на 14%, а за первую половину 2021 года — на 13%. За первые две недели марта 2022 года, после начала спецоперации, выручка аптечных сетей выросла в среднем на 50%. Кроме того, цены на лекарства в марте увеличились на 10% к 2021 году, что также сказалось на обороте рынка во втором квартале. По данным DSM Group, продажи в аптеках месяц к предыдущему месяцу начали снижаться с апреля.
Совокупная доля десяти крупнейших дистрибьюторов лекарств за год к июлю выросла на 3%, до 71,5%. Но положительная динамика связана с усилением консолидации продаж в сегменте госзакупок. Тройка лидеров не изменилась — это «Пульс», «Катрен» и «Протек». Компании не входят в тридцатку крупнейших российских рекламодателей по версии Sostav.
Гендиректор ЦВ «Протек» Дмитрий Погребинский отметил, что во втором квартале продажи в розничном сегменте снизились на фоне ужесточения требований к платежной дисциплине клиентов и общего снижения потребительского спроса. К концу полугодия рынок стабилизировался. По прогнозам DSM Group, по итогам года оборот фармацевтического рынка увеличится на 15%. Сезонный спад продаж компенсируется осенью-зимой, когда на продажах начнет сказываться рост заболеваемости COVID-19.
В начале лета в Госдуму внесли законопроект, согласно которому аптекам разрешат продавать полезную еду, спортивный инвентарь, а также некоторые виды одежды и обуви. Документ разработан в том числе для повышения финансовой устойчивости аптечных организаций.