Бюджеты дизайн-проектов драматически уменьшаются: компании либо покидают Россию, либо сокращают расходы на материалы из-за экономического кризиса. Фрилансеры ищут способ оплатить, продлить подписки на продукты Adobe и спешно осваивают не самые популярные аналоги программ для визуализации. Дизайн-директор hh.ru Михаил Пономаренко рассказал Sostav, как визуальный рынок будет жить в новой реальности.
Новая реальность дизайна в России
Внешним наблюдателям кажется, что ключевая проблема дизайнеров в России сегодня — доступ к программному обеспечению. В стране отказались работать в прежнем режиме Figma, Canva, Adobe (большой пакет программ Photoshop, Illustrator, Premiere Pro, After Effect), программы для 3D-моделирования AutoCAD и 3ds MAX.
Figma перестала предлагать платные услуги для новых корпоративных клиентов из России, блокировку российских аккаунтов начинал Notion, но потом передумал. В зыбкое положение попали фотографы, дизайнеры, графики, видеоредакторы и моушн-дизайнеры. Менеджерам пришлось перевести управление процессами из Slack в его аналоги.
Эстетика самого дизайна при этом не пострадала — на рабочем процессе креаторов уход провайдеров дизайн-инструментов и решений, скорее, не сказался. Сложности испытывают компании с корпоративными аккаунтами. Обеспечение доступа к инструментам стало задачей менеджеров. Законопослушные компании не могут использовать «серые» версии программ и пока ищут собственные пути решения проблемы.
Частным дизайнерам проще — некоторые сервисы предоставляют им ограниченный бесплатный функционал на несколько проектов. Если нужно больше, а оплатить подписку нельзя, фрилансеры быстро осваивают аналоги — учиться новому им не привыкать.
Эстетика и дизайн сегодня
Теперь менеджеры дизайн-направлений компаний решают не только творческие задачи, а, прежде всего, управленческие: где взять ПО, как его оплатить или чем заменить старый инструмент. Техническая часть работы усложнилась. Бизнес решит логистические проблемы официальной поддержки больших дизайн-команд. На рынке случались ситуации и посложнее.
Случилось менее заметное извне, но более знаковое для дизайнеров событие: американская компания Monotype закрыла для российских пользователей доступы к трём самым используемым шрифтам в мире — Times New Roman, Arial и Courier. В России исчез доступ к международным площадкам для покупки шрифтов. Для дизайнеров это безболезненно, но может стать точкой роста для российского рынка.
При этом в России не так хорошо развит промышленный дизайн — без доступа к международным конференциям, обмену опытом эта область всё же пострадает.
Во многом схлопнулись коммуникации с международным дизайн-сообществом. Стали невозможны реальные встречи — идет третий год с начала пандемии. Растворились возможности обмена опытом, конференции, учеба, офлайновые международные совместные дизайн-проекты. Очень хочется верить, что возможность получить международную премию у российских дизайнеров всё ещё есть.
В России работают очень сильные дизайнеры, уровень рынка значительно вырос за последние 10−15 лет. Поэтому я спокоен за качество обучения дизайнеров. Освоение ПО в учебных курсах занимает незначительную часть — к тому же, современные программы интуитивно понятны.
Дизайн в России способен развиваться в условиях санкций, закрытия границ и ухода транснациональных компаний. Для этого в стране есть точки роста в виде мощного образования, шрифтовой школы и компетентных студий. Все они теперь могут сфокусироваться на внутренних заказчиках.