В России могут ввести госрегулирование оборота продукции, выпускаемой под собственными торговыми марками (СТМ) торговых сетей. В Минсельхозе выступили с предложением законодательно урегулировать ответственность производителей и ритейлеров в этом вопросе, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на письмо первого заместителя главы Минсельхоза Джамбулата Хатуова в Минпромторг.
В документе указывается, что права на СТМ принадлежат ритейлерам, тогда как основные затраты на их производство несут поставщики. Поставщики недовольны такой ситуацией: одна из наиболее распространенных проблем, с которой они сталкиваются при выпуске СТМ — сложность в согласовании планов заказа и ответственности за нарушение договоренностей со стороны сетей.
В Минсельхозе уточнили, что торговые сети продают товары под СТМ в ущерб товарам под собственными брендами производителей — к примеру, розничные торговцы требуют предоставлять скидки к отпускной цене СТМ. Таким образом, предлагается закрепить законодательно порядок установления, изменения и прекращения прав и обязанностей поставщиков и торговых сетей по использованию СТМ при производстве и реализации продукции.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков считает законодательное регулирование излишним: «Оно попросту неспособно учесть и отразить все многообразие отношений, существующих на рынке».
Ритейлеры отмечают, что выпуск СТМ позволяет малым предприятиям загружать производства, не вкладываясь в раскрутку продукта. «Производителю не нужно инвестировать в разработку продукта, его брендирование, дизайн и маркетинг. Все это происходит за счет владельца торговой марки, который сам принимает на себя все риски сбыта данного товара», — рассказывает представитель Metro. В «Магните» добавляют, что СТМ дают возможность небольшим производителям, не имеющим средств для продвижения товара, загружать производство и инвестировать в бизнес, впоследствии развивая и свои бренды.