Департамент антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в результате проведенного расследования выявил у «Яндекса» признаки доминирующего положения на рынке услуг рекламы в поисковой выдаче на территории России. Таким образом, компанию признали нарушившей правила конкуренции, сообщают «Ведомости».
Нарушения выражаются, во-первых, в создании преимущественных условий показа информации о собственных сервисах с использованием обогащенных ответов (так называемых «колдунщиков»). Во-вторых, у «Яндекса» имеется возможность вовсе отказать рекламодателю в показе его рекламного объявления в результатах поисковой выдачи в связи с вытеснением рекламы блоком с информацией о сервисах и продуктах самого «Яндекса».
Также признаком нарушения общих правил конкуренции эксперты сочли то, что «Яндекс» предоставляет доступ к партнерским обогащенным ответам на условиях передачи данных сторонних ресурсов и только при условии обязательного использования «Яндекс.Метрики» и платежного сервиса компании Yandex Pay. Эксперты ЕЭК отметили, что указанные действия компании могут привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других лиц. При этом установить доминирующее положение «Яндекса» на исследуемом рынке не удалось, материалы переданы ФАС для дальнейших действий.
В пресс-службе «Яндекса» рассказали Sostav, что антимонопольный орган ЕЭК не нашёл нарушений в действиях компании.
Пресс-служба «Яндекса»:
ЕЭК не установил доминирования и не нашел признаков нарушений со стороны «Яндекса» на рынке рекламы в рамках ЕАЭС. Рынок рекламы в России, в отличие от других стран, характеризуется высокой конкуренцией, где наряду с разными отечественными медиа, в том числе ТВ, радио, наружной рекламой, прессой, интернетом, значительную роль играют международные рекламные системы. Обсуждение же обогащенных ответов, которые не являются рекламным форматом, активно ведется нами совместно с ФАС и другими участниками рынка.
ФАС ранее уже рассматривала дело о «колдунщиках» «Яндекса» по жалобе, которую ряд компаний направили в службу. Первую жалобу на «Яндекс» написали восемь российских сервисов в августе 2020 года. Ключевая претензия касалась интерактивного формата в поисковой выдаче, «колдунщика», который позволяет пользователям искать билеты, фильмы, объявления без перехода на отдельную страницу. Другие сервисы, как утверждали заявители, такой возможности были лишены.
В феврале ФАС согласилась с доводами заявителей и потребовала от «Яндекса» до 1 апреля прекратить практику дискриминационных условий. «Яндекс» просил службу об отсрочке исполнения предупреждения и в указанный срок его не исполнил. ФАС возбудила дело в отношении компании.
В мае 2021 года «Яндекс» открыл обогащенные ответы для партнеров. Но для того, чтобы пользоваться ими, компания должна передать «Яндексу» информацию о своих пользователях, а для авторизации и оплаты использовать сервисы и системы «Яндекс.Метрика», «Яндекс ID» и Yandex Pay, что устроило далеко не всех. В июне «Яндекс» подал в суд иск к ФАС о признании решений и действий службы незаконными. Суд назначен на 20 декабря 2021 г.
По итогам расследования, проведенного антимонопольным органом ЕАЭС, ФАС, возможно, придется повторно рассматривать вопрос о «колдунщиках», предполагают эксперты.