
Политическая и экономическая ситуация в России может оказаться чувствительной для корпораций вроде Mondelez, L'Oreal, P&G и Unilever. На карту поставлено 25 млрд долларов - оборот одиннадцати FMCG-гигантов по итогам прошлого года, подсчитали эксперты Bernstein Research.
Россия обеспечила 4% продаж западным компаниям из сектора «товары народного потребления» (consumer packaged goods). Хотя наш рынок занимает незначительную долю по сравнению с их выручкой в США, недооценивать его не стоит.
Напряженные отношения между Россией и США могут свести на нет старания маркетологов. Даже если исключить наихудший сценарий - вооруженный конфликт - будущее видится весьма неопределенным. Россия способна национализировать американские и европейские активы, а США может ограничить ведение бизнеса с российской стороной, как это случилось с Ираном, Ираком и Северной Кореей. Последний вариант несет наибольший риск в долгосрочной перспективе, отмечает издание AdAge.
В ближайшее же время корпорации могут столкнуться с падением продаж, связанным с экономической рецессией, нестабильностью на финансовых рынках и санкциями из-за Крыма.
По оценкам Bernstein Research, больше всего зависит от российского рынка пивоваренный концерн Carlsberg Group. В 2013 году наша страна принесла компании 2,4 млрд долларов, или 21% общей выручки. Доля России у Danone составляет 11%, у PepsiСo - 8%, у Avon Products и Henkel - 7%, у Mondelez, L'Oreal, P&G, Unilever - 4%, у Coca-Cola Co. - 3%, у Nestle - 2%.
Согласно опросу, проведенному в конце февраля среди 800 российских потребителей, 52% ожидают ухудшения экономической ситуации в стране, 22% надеются на рост. Тревожный звонок прозвучал для премиум-брендов: около 70% респондентов сообщили, что они стали покупать более дешевые товары хотя бы в одной категории.