Группа сенаторов из Судебного комитета в США представили законопроект о конкуренции и прозрачности в цифровой рекламе — он запретит компаниям участвовать в более чем одной части процесса онлайн-продвижения. Инициатива может полностью изменить бизнес-модель Google и Meta Platforms* (признана экстремистской и запрещена в России), которые контролируют несколько сторон регулирования рекламы.
Google ранее неоднократно обвиняли в нарушении антимонопольного законодательства — компания с помощью различных инструментов представляет себя как в качестве поставщика, так и покупателя рекламных услуг, а также проводит онлайн-аукционы.
Как отметили авторы законопроекта: «У компаний, которые одновременно выступают продавцом, покупателем и платформой регулирования их отношений, есть неправомерное преимущество на рынке, которое вредит всей индустрии».
Представители Google выступили против инициативы — они напомнили, что рекламные инструменты компании помогают сайтам монетизировать свой контент, а также защищают пользователей от угроз нарушения конфиденциальности и вводящей в заблуждение рекламы. Вынужденный отказ от этих технологических направлений и разделение рекламного бизнеса холдинга снизит качество механизмов продвижения и нанесёт ущерб пользователям, считают в Google.
Принятые ограничения на участие в операциях вынудят компанию отказаться от большей части рекламного бизнеса, а это представляет собой финансовый риск: за первый квартал 2022 года Google заработала на рекламе более $54 млрд. Игроки американской медиаиндустрии увидели в предлагаемом законопроекте глобальные последствия для диджитал-рекламы и отрасли в целом.
Ранее сообщалось, что российская дочерняя компания Google инициировала процедуру банкротства из-за невыполнения денежных обязательств. В марте холдинг приостановил продажу контекстной рекламы в России.
В начале февраля Судебный комитет Сената США одобрил антимонопольный законопроект, направленный в том числе против Google Play и Apple App Store. Документ запрещает крупным маркетплейсам приложений требовать от разработчиков софта использования их платёжной системы — пользователи смогут загружать приложения из сторонних магазинов и источников в интернете.