Google в течение многих лет использовал секретную программу, известную как «проект Bernanke», в своих целях во время торгов на рекламных ауционах, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на антимонопольный иск штата Техас (США) против Google.
Когда пользователь заходит на сайт или в приложение, его владелец (издатель) использует биржу рекламы, чтобы продать размещение на своей странице. Для этого он передает информацию о пользователе — возраст, интересы, историю поиска и другие данные. Какое объявление появится на сайте, определяется в ходе торгов. Самый крупный маркетплейс для их проведения — Google DoubleClick Ad Exchange. На аукционе побеждает лучшая ставка, и объявление рекламодателя появляется на сайте или в приложении.
Google использовал свой доступ к данным о ставках, сделанных ранее через Google Ad (платформу используют до 90% крупных рекламодателей), чтобы установить цену, которая обеспечит ее клиенту размещение рекламы у издателя, утверждает истец.
Это дало технологической компании «несправедливое преимущество перед конкурентами», поскольку у нее была эксклюзивная информация о том, сколько готовы платить покупатели рекламы. Согласно внутренней презентации Google, которую Техас процитировал в судебных документах, в 2013 году проект принес компании $230 млн.
В компании признали существование проекта Bernanke, однако заявили, что издатели, которые продавали рекламу через систему закупки Google, не знали о проекте. Также IT-компания отрицает, что использовала эксклюзивную информацию для своих целей.
Также документ раскрыл данные о совместном проекте Google и Facebook, известный как Jedi Blue. Соглашение якобы гарантировало, что соцсеть будет выигрывать фиксированный процент всех рекламных аукционах. Соглашение было подписано в том числе топ-менеджерами компаний. Оно давало Facebook преимущество на аукционах, утверждает истец.
Google признал, что согласился предпринять «коммерчески обоснованные усилия» для гарантии того, что Facebook сможет идентифицировать 80% мобильных и 60% десктопных пользователей, исключая пользователей браузера Safari от Apple, на рекламных аукционах. Facebook обязалась потратить $500 млн или более на аукционы Google Ad Manager или AdMob в течение четырех лет, а также приложить усилия, чтобы выиграть 10% аукционов, на которых у нее были ставки.
Ранее в США оставил в силе другой иск к Google, в котором IT-гиганта обвиняют в слежке за пользователями Google Chrome даже в режиме инкогнито. В иске утверждается, что браузер собирал данные во время приватного просмотра страниц. В некоторых случаях сайты, которые использовали Google Analytics или Google Ad Manager, отправляли «секретное отдельное сообщение на серверы компании в Калифорнии».