В России предложили создать единую базу учета интернет-рекламы. Соответствующий законопроект внесен депутатом от ЛДПР Сергеем Жигаревым. Документ предполагает создание единой информационной системы учета рекламы в интернете, которая будет обеспечивать автоматизацию, учет и хранение такой информации не менее пяти лет.
Изменения предлагается внести в закон «О рекламе». Проект должен усилить контроль над интернет-рекламой и повысить прозрачность сегмента. Курированием системы будет заниматься Роскомнадзор, он также определит список лиц и организаций, которые смогут получить доступ к данным. В случае принятия закона, он вступит в силу с июля 2022 года.
Согласно проекту, интернет-площадки, рекламные агентства и посредники должны будут вносить данные о кампаниях в специальную базу. Исключение составит только социальная реклама. Какую именно информацию и в какой форме предстоит заносить в базу, определит правительство. Оператора системы выберет специальная комиссия, созданная Роскомнадзором.
Эксперты, опрошенные «Коммерсантом» полагают, что появление системы существенно ограничит возможности теневых схем, связанных с уходом от налогов, и приведет к закрытию недобросовестных игроков. Но при этом есть опасения, что вырастут издержки, и тогда проект может негативно сказаться на доступности рекламных инструментов для малого и среднего бизнеса.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рынка интернет-рекламы в 2020 году показал рост на 4% и составил 253 млрд руб. В то же время рынок ТВ-рекламы потерял 3% — по итогам года его объем сотавил 169 млрд руб. Наружная реклама упала на 25%, до 31,9 млрд руб., реклама на радио сократилась на 30%, до 11,2 млрд руб., в газетах и журналах — на 47%, до 8 млрд руб.
Крупнейшим игроком в сегменте интернет-рекламы является «Яндекс»: его рекламная выручка в прошлом году достигла 126,5 млрд руб., что соответствует доле в 50%.