Госдума приняла закон об антимонопольных ограничениях для цифровых платформ — маркетплейсов и агрегаторов, сообщают РИА «Новости».
Цель законопроекта — пресечь злоупотребления доминирующим положением со стороны владельцев площадок. Документ вошёл в «пятый антимонопольный пакет», касающийся совершенствования антимонопольного регулирования цифровых рынков. Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин пояснял, что с его помощью можно будет выявлять антирыночные действия и картельные соглашения крупных маркетплейсов.
Законопроект описывает критерии, по которым крупные цифровые платформы можно отнести к доминирующим объектам. Также он вводит понятие «сетевой эффект». Это свойство рынка, когда потребительская ценность маркетплейса меняется в зависимости от количества продавцов и покупателей, совершающих через неё сделки.
Будут введены ограничения, чтобы предотвратить злоупотребление доминирующим положением владельцев цифровых платформ. Сетевой эффект даёт их владельцам возможность оказывать решающее влияние на общие условия товарной торговли на рынке и затруднять доступ к ним. Ограничения будут действовать для компаний, чья доля сделок на определённом товарном рынке превышает 35%, а их годовая выручка на этом рынке составляет более 2 млрд руб.
Закон должен вступить в силу с 1 сентября 2023 года.