В разгар пандемии большинство продакшенов не работали, чтобы избежать сложностей с ПЦР-тестами, социальной дистанцией и другими ограничениями. Но в эру контента пользователь привык потреблять большие объемы видеопродукции. Кризис дал брендам возможность попробовать новое — создание рекламных роликов небольшим юнитом, когда на площадке присутствуют только актеры и минимум персонала. Федор Балванович, режиссер и основатель видеопродакшена Movie Park, рассказал, как в одиночку снимать рекламные ролики для крупных брендов.
Закажи еще автобус — в один все не поместятся
Для создания видеоролика обычно нужны: продюсер, режиссер, оператор, звукорежиссер, гаффер (реководитель группы светотехников), гримеры, стилисты и другие специалисты — в среднем от 20 до 60 человек технического персонала, не считая актеров. Каждый из них выполняет определенные обязанности, и чем больше специалистов — тем комфортнее идет работа.
При необходимости, режиссер-оператор может полностью взять на себя визуальную часть, а продюсер — работу за кадром — поиск локаций, актеров, логистику и планирование. При большом желании, качественную рекламу может снять даже один человек — точно так же совмещать в себе функции режиссера, оператора, сценариста и продюсера. Такой подход требует больше сил, но открывает новые возможности.
Что дает съемка «в одного» заказчику и продакшену
- Свобода для творчества. Один человек на проекте сам принимает решения — какую концепцию выбрать, каких актеров подбирать, как выстроить кадр, ему не нужно согласовывать идеи ни с кем, кроме заказчика. Одному проще договориться с самим собой и реализовать собственную идею.
- Экономия бюджета. Чем меньше людей — тем ниже оплата. Ставки специалистов обычно занимают около 60% от общей стоимости проекта. К ним прибавляются дорогие переработки, это не редкость для видеопроизводства. Для команды из 60 человек час на съемочной площадке может стоить около 300−400 тысяч. Когда один человек совмещает функции нескольких специалистов, он редко получает несколько окладов, к тому же, нет необходимости компенсировать переработки самому себе. В итоге, бюджет такого проекта будет в 5−6 раз ниже.
- Мобильность. Одному человеку с камерой не составит труда переехать на другую локацию без особых затрат. Но чтобы перевезти группу из 50 человек, одним такси и тем более метро не обойтись — нужно закладывать время и деньги на транспорт, сборы. Работа маленьким юнитом позволяет успевать в два-три раза больше.
- Челлендж. Легко создать качественный продукт большой командой, но чтобы сделать это одному, нужно приложить больше усилий. Когда работает команда, ответственность делится на всех, а если ты один — тебе достаются не только все лавры, но и шишки. Только уверенные в себе режиссеры готовы отвечать за результат на таких условиях.
Рецепт успеха
Чтобы проект, над которым работал один человек, не стыдно было показать широкой аудитории, требуется несколько условий:
- Клиент, готовый на эксперимент. Не каждый заказчик будет рисковать, когда речь идет о создании контента, но в нынешних реалиях, особенно после пандемии бренды становятся смелее, идут на рискованные шаги и отказываются от привычно огромной съемочной команды.
- Подготовка. Единственный человек на проекте вынужден контролировать все — это непросто, ведь на съемочной площадке нет времени отвлекаться по пустякам. Важно продумать каждую деталь еще на предпродакшене, это сэкономит время, деньги и нервы.
- Амбиции. Человек, который снимает в одного — это художник, готовый ради нужных кадров прыгнуть выше головы. Амбиции, вера и желание создавать лучший проект помогают компенсировать отсутствие большой команды.
Тренд и новая реальность
Культура потребления и производства контента постоянно меняется. Развиваются технологии, открывая больше возможностей для творчества, предоставляя даже одному человеку инструменты для создания продукта высочайшего качества. Как следствие — происходит удешевление производства, поэтому для продакшенов «съемка в одного» — это новый формат работы.
Предсказывать будущее — дело неблагодарное. Сегодня заказчики с опаской относятся к небольшим продакшенам, а сами исполнители стесняются того, что в их команде не так много людей. Однако именно маленькие команды и молодые продакшены имеют шанс захватить рынок. Главное — не бояться, и учиться работать качественно за небольшой бюджет.