О практике интеллектуального волонтёрства в России знает далеко не каждая компания, однако эта идея постепенно набирает обороты, находя отклик в экспертных кругах. О том, что такое интеллектуальное волонтёрство, о форматах участия и его пользе, а также, на каких платфомах искать партнёров — генеральный директор агентства HINT Александра Дробышева рассказала Sostav. Своим мнением о данном виде социальной помощи поделились и другие эксперты отрасли.
Интеллектуальное волонтёрство или практика pro bono (от лат. pro bono publico — ради общественного блага) — это добровольная помощь благотворительным или другим некоммерческим ассоциациям в рамках профессиональной деятельности компании или отдельного специалиста.
За рубежом практика интеллектуального волонтёрства весьма распространена. Например, Ассоциация американских юристов рекомендует уделять бесплатным консультациям до 50 рабочих часов. А для того, чтобы поступить в магистратуру или докторантуру по юриспруденции, участие в проектах pro bono — обязательное условие.
С течением времени проекты pro bono вышли за рамки только юридических и сегодня наиболее популярными специализациями для НКО являются IT, маркетинг и дизайн.
В России интеллектуальная помощь пока только набирает обороты. Зачастую ни компании, ни НКО не знают о факте существования такого формата волонтёрства и слабо осведомлены о его преимуществах. К тому же редко какие агентства размещают информацию о наличии подобных программ в публичном поле.
Возможно, именно сейчас специализация вашего агентства или конкретно ваши знания могут быть полезными и стать для кого-то решением сложной проблемы. В мире сбитых ориентиров важно оказывать всестороннюю поддержку, в том числе и с помощью своих профессиональных навыков.
Зачем коммуникационным агентствам проекты pro bono?
Делиться накопленным опытом, транслировать ценности агентства и вносить свой вклад в нечто большее. Интеллектуальное волонтёрство для агентств — это возможность делиться весомой базой знаний на благо обществу. В качестве примера, приведу проект, который мы реализовали в агентстве в 2020 году. Для благотворительной некоммерческой организации «Кардиомама» мы оказали информационную поддержку сбора средств для издания специальной книги для детей с пороком сердца — «Сердечная история».
Почему мы решили помочь именно этому сбору? Потому что PR — социальная профессия. Мы лоббируем интересы различных целевых аудиторий, помогая выстраивать отношения между стейкхолдерами. А «Сердечная история» — это проводник для построения взаимоотношений между ребёнком и медицинским учреждением. Сегодня книга помогает маленьким пациентам, поступившим в кардиологические отделения, побороть страх больниц и многочисленных медицинских манипуляций и пройти сложный путь к выздоровлению.
Вносить вклад в развитие сотрудников. Во-первых, результаты участников интеллектуального волонтёрства приносят пользу широкому кругу людей в сложных жизненных ситуациях. Так, восприятие работы не только через призму коммерческой выгоды, но через более глубокие смыслы, расширяет границы сознания, позволяя сотрудникам агентства по-другому смотреть на бытовые вещи и жизненные ситуации.
Во-вторых, участвуя в проектах pro bono, можно не только работать во благо обществу, но и заодно прокачивать скиллы сотрудников, укрепляя их желание профессионального роста. По опросам Deloitte, 90% руководителей считают, что взаимодействие с проектами некоммерческих организаций повышает лидерские качества работников. А 82% процента работодателей считают, что проекты pro bono помогают в рекрутинге. Так что, помогая обществу, бонусом вы получаете возможность для найма ценных кадров.
В-третьих, вы можете брать в качестве стажёров подопечных разных фондов, тем самым обучая их и передавая знания и навыки, которые могут пригодиться им для работы в будущем.
Как найти НКО для партнёрства?
Обычно мы обращаемся за помощью к друзьям, знакомым и партнёрам, руководствуясь тем, насколько ценности той или иной социальной организации совпадают с нашими. Если найти желаемую организацию через сарафанное радио не удаётся, то можно воспользоваться онлайн-платформами, которые были созданы именно с этой целью.
Todogood — на сегодняшний день одна из наиболее известных платформ интеллектуального волонтёрства в России. Todogood объединяет профессионалов консалтинга с опытом работы по необходимым задачам НКО не менее 3 лет. Направления различные, включая HR, IT, юриспруденцию и финансы. Отличительной особенностью этой платформы является практика «коллективного волонтёрства». Для масштабных задач набирается команда от 3 до 5 человек, которая обязательно курируется сотрудником Todogood — ответственным стратегическим консультантом, который отвечает за команду и ход реализации проекта.
ProCharity — проект, который объединяет благотворительные организации и профессионалов, готовых делиться своей экспертизой pro bono. На платформе представлены различные направления для интеллектуального волонтёрства на выбор, что очень удобно и сокращает время поиска: «Переводы», «Юридические услуги», «Финансы и фандрайзинг», «Маркетинг и коммуникации» и другие.
«Добро Mail.ru» — специальный благотворительный сервис от Mail Group. Команда проекта общается с надёжными благотворительными организациями и собирает информацию об НКО или конкретных проектах. Тщательно проверив все данные, их передают благотворителям.
В завершение хочу отметить, что помогать можно действительно по-разному. Например, начать даже не с фондов, а с коллег по цеху. Начиная с прошлой недели, мы в сообществе маленьких агентств Small Agencies Hub провели несколько онлайн-встреч, где руководители агентств делились своими переживаниями и обсуждали возможные пути решения проблем, с учётом текущей ситуации на рынке, в том числе говорили о том, как строить дальнейшую работу с международными клиентами, а также как оптимизировать операционные затраты. Так, общими усилиями мы собираем список сервисов по мониторингу и аналитике, чтобы делить стоимость за доступ в тот или иной сервис между несколькими агентствами.
Дина Мостовая, консультант по стратегическим коммуникациям и основатель Mindset Consulting:
Я убеждена, что бизнес, основанный на принципах, показывает более стабильные результаты и в целом успешнее справляется с вызовами. Наши ценности неразрывно связаны с идеями партнёрства и содействия. Уже не первый год мы поддерживаем несколько благотворительных организаций. От имени агентства мы оказываем адресную помощь, когда видим конкретный запрос.
Марина Котова, генеральный директор агентства Cameo:
Мы помогаем благотворительному фонду помощи людям с инвалидностью «Продвижение». Такое интеллектуальное волонтёрство позволяет реализовать большие идеи, используя весь свой опыт. В нашей работе мы привыкли мыслить охватами, вовлечённостью, но здесь за всем этим есть что-то большее. Кто-то сделал репост, кто-то поставил лайк, а в результате у маленького ребёнка появляется возможность самостоятельно передвигаться, а у мамы передохнуть.
Екатерина Козырева, сооснователь и генеральный директор агентства Soyka:
Мой формат интеллектуального волонтёрства — образование и выступления. Я часто прихожу лектором или ведущей семинаров на родной журфак МГИМО, а в прошлом году записывала лекции для сообшества студентов и комьюнити активистов НКО. Чаще всего рассказываю о комьюнити-менеджменте — это моя любимая область маркетинга, и о ней мало говорят на традиционных программах обучения. Комьюнити-менеджмент — это про управление сообществами на пользу участникам, компаниям и обществу. Считаю эту тему важной.