Правительство России утвердило критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем в интернете к лицам, обязанным предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор (РКН). Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует в течение шести лет, следует из документа опубликованного на официальном портале правовой информации.
Согласно документу, установлены следующие критерии:
- рекламодатели, являющиеся юридическими или физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, за исключением рекламодателей, обладающих исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являющихся изготовителями или продавцами товаров, информацию о распространённой в интернете рекламе которых в РКН или оператору рекламных данных обязаны предоставлять рекламораспространители, операторы рекламных систем в рамках исполнения договорных обязательств с такими рекламодателями и (или) лицами, уполномоченными рекламодателями;
- рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые являются юридическими или физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и осуществляют и (или) организуют распространение в интернете рекламы любых рекламодателей, являющихся юридическими или физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти, иными государственными органами и органами местного самоуправления, а также муниципальными органами, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории России, в том числе рекламы, распространяемой в интернете в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире;
- рекламораспространители, являющиеся владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в интернете, включая сервисы обмена мгновенными сообщениями, поисковые системы, определяемые в соответствии с российским законодательством об информации, ИТ и о защите информации.
Ранее участники рынка интернет-рекламы попросили РКН и Минцифры отложить вступление в силу закона о единой системе учёта всей интернет-рекламы минимум на полгода. Они оценили затраты на его выполнение в 10−20 млрд руб.
По заявлению ассоциаций, ни регулятор, ни участники рынка не готовы к исполнению требований: нормативные акты находятся на доработке, из-за санкций отсутствует легальная возможность закупки серверного оборудования для хранения данных. Кроме того, рекламодатели пока не имеют доступа в интерфейсы и кабинеты оператора рекламных данных для обучения работе с ними. Перенос, по мнению участников рынка, позволит сэкономить ресурсы разработчиков для поддержания текущих сервисов.
РКН уже отказал участникам рекламного рынка в аналогичной просьбе, отметив, что «закон делает рынок более прозрачным и конкурентоспособным». Однако юристы уверяют, что Роскомнадзор не наделен правом законодательной инициативы и решение вопроса останется за органами государственной власти.
Закон о единой системе учёта всей интернет-рекламы в России был принят летом прошлого года и вступает в силу с 1 сентября 2022 года. Он предусматривает создание системы, отвечающей за сбор и хранение информации о показах рекламы в интернете за пять лет. Её разработкой и ведением занимается РКН.