30 ноября 2017 года Елена Шанович покинула телеканал ТНТ, на котором провела 15 лет, и на следующий день присоединилась к команде канала-конкурента — СТС.
Прошел год, специально для Sostav Елена вспомнила, как когда-то попала на телевидение, рассказала, как освоилась на новом месте и как уживаются под одной крышей арт-директор СТС и креативный директор проектов ТНТ.
Меня вели по коридорам СТС и в какой-то момент остановили словами: «А это уже владения Елены Шанович». Прошёл год, как вы освоились на СТС?
Да, год назад я пришла на СТС. Так случилось, что мой первый день совпал с днём рождения телеканала (СТС начал своё вещание 1 декабря 1996 года — прим. ред.). На мой взгляд, это символично. Мне радостно, что здесь я нашла единомышленников, причём не только в своём департаменте. Моя команда сейчас — это Вячеслав Муругов, Антон Федотов, Максим Рыбаков, Оля Задорожная, продюсеры канала и киностудий, департаменты промо и маркетинга. И результаты нашей общей работы меня очень вдохновляют.
Когда заходишь в ваш кабинет, сразу чувствуешь, что здесь живёт человек искусства. Особенно обращаешь внимание на множество книг Льюиса Кэрролла и персонажей из «Алисы в стране чудес». Это случайность или уже коллекция?
Книги «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», прочитанные в детстве и перечитываемые очень часто, одни из моих любимых. Не случайна и тема моей недописанной диссертации, которая была связана с исследованием интерпретаций этого текста в книжной графике и современном искусстве. Моя коллекция как-то незаметно разрастается в основном за счёт новых книжных изданий с иллюстрациями разных художников и предметов, связанных с этим произведением.
Если говорить не о творческой стороне вашей работы, как складывается ваша ежедневная жизнь на СТС?
Я прихожу утром и ухожу поздно вечером, иногда ночью, если нужно, порой и в выходные дни работаю. Большую часть своей жизни я провожу именно в этом кабинете, ведь здесь создаётся телевизионный дизайн телеканала СТС и не только.
Сразу прошу прощения за творческий беспорядок — у нас очень много проектов. Сегодня ID, завтра рекламная кампания, послезавтра «шапка» программы, затем оформление большого мероприятия «СТС Медиа» (поступают задачи и от холдинга), логотип нового шоу. Чего тут только нет! При этом вся работа ведётся своими силами, без участия сторонних дизайн-студий.
В команде преимущественно ваши люди? Или те, кто работал здесь до вашего появления?
Когда я только пришла и познакомилась с командой дизайнеров СТС, я поняла, что мне достались крепкие профессионалы, которые долгое время работают на канале. У нас есть и совсем молодые ребята, без большого опыта работы, но вместе с тем — профессиональные и перспективные.
И какой вы начальник?
Наверное, строгий, серьёзный, требовательный. И это понятно, ведь у нас жёсткие дедлайны, мы не можем себе позволить ждать музу или экспериментировать до бесконечности. При этом, в первую очередь, я требовательна к себе: при той ответственности, которая лежит на мне и команде, невозможно относиться к нашей работе как-то по-другому.
Каждая деталь очень важна, поэтому я не люблю болтунов и бездельников, имитирующих деятельность — таким со мной тоже некомфортно. Но в команде СТС все ребята оказались сильные.
Как понять, что дизайнер «сильный»? По резюме и портфолио? Или по образованию?
В идеале у него должно быть художественное образование, потому что оно автоматически даёт базу, фундамент и терминологию, на которые в дальнейшем опирается опыт. Конечно, есть уникальные случаи — ребята, обладающие врождёнными способностями. Они совершенствуют себя и заполняют пробелы самообразованием.
В стремлении развиваться многие уезжают на запад, приобретая там иной взгляд на многие вещи. Не мешает ли это потом работать в России с местными брендами, с местным потребителем и его менталитетом?
Расширение сознания и возможность смотреть на объект с разных сторон — это, безусловно, помогает работе. Но я думаю, что национальная ментальность и территориальные привязки существуют. И наверное, художник, который знает ментальные коды и грамотно с ними работает, более успешен. Но также есть много примеров, когда люди, получившие образование на Западе, не могли реализоваться ни там, ни здесь.
Всё зависит от конкретного человека: не так важно, где учился, важно, как потом реализуешь приобретённые знания.
А когда вы только начинали, что было важно?
У меня было поступательное обучение: художественная школа, художественное училище, художественный институт, мастер-классы, работа «подмастерьем» (младшим дизайнером). Это даже не годы, а десятилетия! Моими учителями были такие мастера, как Дмитрий Лион, Семён Левин, Сергей Шанович, Роман Петренко и Александр Дулерайн.
Я и сейчас учусь постоянно, даже с ещё большим усердием. Не знаю, как у других, но вот у меня нет разницы между понятиями «работа» и «остальная жизнь». Как это? Что это? Я не знаю. Я всё время в искусстве. Тем более мы говорим о телевизионщиках… Это же инфицированные люди.
Во сколько лет вы поняли, что хотите связать свою жизнь с искусством?
С пяти лет точно знала, что хочу быть художником или поэтом (родители Елены: Широков В. А. — известный русский поэт, прозаик, переводчик, эссеист, литературовед и литературный критик, Широкова А.Н. — преподаватель истории и философии — прим. ред.). Наша домашняя библиотека была наполнена книгами и альбомами от пола до потолка.
Художественная школа, затем художественное училище и Московский полиграфический институт, потом аспирантура. Я начала работать над диссертацией и преподавать, читать лекции по истории графики и книжного искусства, материальной культуре, писала искусствоведческие статьи, серьёзно (как мне тогда казалось) занималась живописью, оформляла книги, журналы, газеты.
И как вы тогда оказались на телевидении?
Абсолютно случайно. Совсем не смотрела в сторону телевидения, да и само телевидение не смотрела. Но в 1998 году художественный директор НТВ Семён Левин пригласил меня к себе дизайнером. До сих помню его слова: «Хватит заниматься ерундой, ты — талантливый и думающий художник со своим видением, давай вместе делать телевидение».
Видимо, эта фраза что-то изменила в моей голове, и я согласилась. А летом 2002 года Роман Петренко и Александр Дулерайн предложили мне стать арт-директором ТНТ. Ну, а дальше вы всё знаете…
Вы стали арт-директором СТС, когда уже состоялся ребрендинг канала. Тяжело ли приходить на готовое, а не строить полностью своё?
Ребрендинг французской команды Movement под руководством Киры Ласкари (заместителя гендиректора «СТС Медиа» — прим. ред.) получился грамотным, интеллигентным. Он коснулся основных эфирных и внеэфирных графических элементов, а также принципа работы с анимацией. Это очень хороший продукт, но ни один дизайн, ни одни обновления не становятся автоматически незыблемыми. Это живой организм, который развивается ежедневно в зависимости от стратегии.
Например, что касается афиш, каждая работа проходит через десятки эскизов. И когда ты чувствуешь, что на правильном пути всегда необходимо свериться с утверждённой стилистикой.
Так, сейчас в основе эфирной и вне эфирной графики СТС круги — круг внутренний и внешний, центральная композиция в типографике.
В стиле было изначально заложена возможность развития при минималистичном количестве декоративных элементов, когда эфирные и внеэфирные события могут принимать самые разнообразные формы.
Основной цвет СТС — желтый — даёт моментальную привязку к каналу со дня его запуска. При этом он может быть как доминантным, так и обрамлять композицию из более сложных по цвету элементов.
По-вашему, как создать нечто уникальное, не похожее на то, что делают другие каналы?
Обратите внимание, что новости об одном и том же событии делают сразу несколько телеканалов, развлекательные шоу наполнены одними и теми же звёздами, а один и тот же цвет или материал становится популярным в сезоне у всех модных домов. Так устроен наш мир. Уникальность же создаётся за счёт собственной интонации, честной и искренней, а также ценностного ряда, за что как раз и отвечают брендинг и промоушн.
На что вы бы могли променять телевидение?
Я пока не вижу ни одного места, ни одной отрасли, где я могла бы настолько разносторонне реализовываться как сейчас. Мне интересны любые формы телевизионного производства, промо и дизайна. Прежде всего, я чувствую себя художником, поэтому отношусь к СТС как к произведению мультимедийного искусства.
Многие оставляют свои любимые рабочие места ради собственного бизнеса.
Это да. Но это совсем не моя история. Я, повторюсь, художник. А просто художник свое дело не откроет — здесь должна быть жилка предпринимательская. Это ведение большого бизнеса — встречи, сделки, договоры, цифры, постоянная зависимость от множества факторов. Это нужно обладать огромным комплексом качеств, которого у меня нет. Да и желания нет.
В отличие от вашего мужа (Сергей Шанович — продюсер, режиссёр, дизайнер, основатель и креативный директор студии SHANDESIGN — прим. ред.). С ним, кстати, соперничаете?
Мы взрослые люди и давно вместе, да и никому не советую с ним соперничать (улыбается).
Нет такого, что проекты конкурентных каналов выходят «с одной кухни»?
Конечно, нет. Мы общаемся с детьми, смотрим кино, читаем… У нас не так много времени, чтобы ещё и дома обсуждать работу. Плюс существуют такие понятия, как профессиональная этика и конфиденциальность. Мы друг другу показываем результаты работы, которые уже видел зритель.
Показываете с целью ознакомления или оценки?
Оценки, конечно. Для меня Сергей — гений. Я не иронизирую, он очень сильный и глубокий художник, профессиональному взгляду которого можно и нужно доверять.
Сергей может критиковать?
Конечно, может, но что-то в последнее время ему нравится всё, что я делаю на СТС (смеётся). На самом деле художника легко обидеть. Но если критика аргументированная, мне её даже нужно и важно слышать. Это даёт стимул к движению.
А премии, фестивали, награды — это стимул для вас?
Ещё несколько лет назад я бы ответила, что да, конечно, во всём надо участвовать. Раньше я даже обижалась, когда руководство и коллеги на привезённые мною многочисленные награды реагировали не так бурно, как мне хотелось (улыбается). Но сейчас я не придаю этому значения.
Безусловно, когда получаешь награду за большую работу на престижном конкурсе, обойдя серьёзных конкурентов — это очень приятно. Но иногда я наблюдаю ситуацию, когда люди отправляют работы на не совсем профильные конкурсы с явно слабой конкуренцией, лишь бы получить очередную форму мелкой декоративной пластики. Или того хуже — отсылают фейки, специально сделанные фестивальные работы, даже не эфирные, просчитанные после анализа номинантов и победителей прошлых лет. А смысл? Для чего? Для «хвастушки» в Facebook? Мне это кажется самообманом.
А для вас вообще имеют значение соцсети? Во «ВКонтакте» вас нет, Facebook малоактивен…
Facebook использую только для того, чтобы не пропустить дни рождения, посмотреть воспоминания и, может, новости из жизни близких мне людей. Мне больше нравится Instagram — картинки, картинки, картинки (улыбается). Там и мой личный дневник, в котором я стараюсь фиксировать для себя важные моменты своей жизни, слова и отражения цвета и света — фрагменты, по которым я могу собрать целое своих мыслей, впечатлений и ощущений. Для меня очень важно чувствовать момент, потому что в потоке событий иногда не помнишь, что было вчера. И мне мой Instagram позволяет реконструировать достаточно точно, что я чувствовала в ту или иную секунду.
Чтобы запомнить этот момент, какими словами вы бы завершили наше интервью?
Я бы хотела закончить наш разговор диалогом из моей любимой сказки: «Чеширский Кот: «Серьёзное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой». Алиса: «А жизнь — это серьёзно?» Чеширский Кот: «О да, жизнь — это серьёзно! Но не очень…».