48% опрошенных россиян считают, что иранские автомобили могут завоевать доверие отечественных покупателей. При этом половина респондентов допустили, что производители машин из Ирана при ряде условий к концу года займут до 5% авторынка. Такие данные приводят аналитики банка ВТБ и специалисты подразделения «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»). Результаты опроса есть в распоряжении Sostav.
Согласно полученным данным, всего 32% опрошенных знают о том, что на российском авторынке можно купить иранские машины. При этом информированных об автоновинках мужчин в два раза больше, чем женщин (44% против 21%).
В регионах РФ наиболее осведомлены о наличии иранских автомобилей жители Северного Кавказа (42%), а менее — Дальнего Востока (20%). Более двух третей россиян (68%) не знают о возможности приобрести в России автомобили из исламской республики.
Опрос проведён среди 1457 респондентов, автовладельцев или желающих приобрести авто, в возрасте от 18 до 65 лет во всех федеральных округах России по репрезентативной выборке
Среди преимуществ иранских авто 16% респондентов назвали хорошее сочетание цены и качества, ещё 12% — стоимость. 29% опрошенных не видят у иранских машин выдающихся преимуществ. А большая часть участников опроса (47%) просто не знают о преимуществах автомобилей из этой страны.
49% автолюбителей из-за нехватки информации ничего не знают и о недостатках иранских машин. По мнению 16% респондентов, их основной недостаток — слабая техническая часть.
15% россиян отметили слабое развитие дилерской сети. 13% участников опроса считают, что у иранских машин низкий уровень комфорта и безопасности, столько же опрошенных назвали значительным минусом отсутствие запчастей на эти авто. По 12% указали на маленький выбор (всего несколько моделей на рынке) и низкое качество комплектующих.
Несмотря на это, значительная часть респондентов (48%) уверены, что иранские автомобили могут завоевать доверие российских покупателей. 22% полагают, что это произойдёт, если иранцы предложат россиянам комфортные, технологичные и безопасные автомобили.
14% опрошенных оценивают «хорошие перспективы иранцев» из-за комфортных цен, которые важны для покупателей. 12% думают, что это произойдёт, если иранские производители повысят качество комплектующих.
Лишь 16% респондентов уверены, что у иранских машин нет шансов завоевать доверие в России, поскольку потребители в РФ «уже избалованы выбором среди других марок». 36% затруднились ответить на этот вопрос.
52% участников опроса полагают, что «иранцы» смогут «прижиться» на отечественном авторынке за счёт модельного ряда в бюджетном сегменте. 27% назвали таким фактором наличие собственного производства иранских машин в России. 22% считают, что это может произойти с помощью программ господдержки, а ещё 16% — за счёт субсидий иранских автоконцернов на представленные в России марки.
По мнению четверти опрошенных, к концу 2024 года иранские авто займут долю в 1−2% российского авторынка. Ещё четверть предположили, что эта доля может составить 3−5%. Каждый десятый респондент (11%) прочит «иранцам» 6−10% российского авторынка в конце этого года. Более трети затруднились с оценкой перспектив.