Представители малого и среднего предпринимательства (МСП) с 2021 года подали 4291 иск к двум крупнейшим российским маркетплейсам Ozon и Wildberries. Это 87,6% от всех исковых заявлений, направленных в арбитражные суды, к обеим компаниям за время их работы. Всего в картотеке арбитражных дел (КАД) размещено 4895 исков, поданных к этим площадкам до конца 2023 года. Такие подсчеты приводят «Ведомости» со ссылкой на данные КАД.
Юрлицо Wildberries — ООО «Вайлдберриз» — выступало ответчиком в 3518 арбитражных делах. При этом 3281 иск подан с 2021-го по 2023 год. В 2021 году с исковыми заявлениями к компании обратились 271 раз. В 2022-м зафиксировано 717 исков, в 2023-м — 2293 иска.
Основное юрлицо Ozon — ООО «Интернет решения» — за все время получило 877 исков в арбитражных судах. За последние три года на компанию в суд подали 669 исков: 109 — в 2021 году, 165 — в 2022-м, 395 — в 2023-м.
В Ozon увеличение числа судебных дел связывают с ростом бизнеса. По словам представителя маркетплейса, за последние три года компания выросла примерно в 10 раз. Вместе с этим увеличилось и число контрагентов — девелоперов, поставщиков услуг, логистических сервисов, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов.
«Тем не менее мы не видим значимого скачка судебных исков: за последние три года их количество сопоставимо с темпами роста компании и числа ее партнеров», — считают в Ozon.
В Wildberries согласились с тем, что возросшее количество судебных разбирательств обусловлено активным ростом оборота и числа продавцов и покупателей платформы. По словам представителя маркетплейса, сейчас с компанией судится менее 0,25% продавцов площадки и менее 0,003% покупателей.
«Мы учитываем опыт, накопленный в судебных процессах, и меняем внутренние процедуры, чтобы они были более понятными и прозрачными для всех сторон платформенного бизнеса», — подчеркнули в Wildberries. Там добавили, что «значительная часть» судебных решений за июнь — это мировые соглашения. По собственным данным компании, средняя доля удовлетворенных исковых требований по суммам за последние месяцы не превысила 30%.
По подсчетам Корпорации МСП, с 2020-го по 2023-й число торгующих через интернет малых и средних предприятий выросло в шесть раз — до 245,9 тыс.
В январе Федеральная антимонопольная служба установила, что Wildberries и Ozon занимают доминирующее положение на российском рынке маркетплейсов. Суммарная доля двух площадок составляет 80%.