Ко Дню русского языка образовательная платформа Skillbox и аналитическое агентство ResearchMe провели опрос и выяснили, как россияне относятся к языковым изменениям, а также собрали топ самых популярных и раздражающих англицизмов. Результаты исследования имеются в распоряжении Sostav.
83% респондентов отметили активное появление новых слов и сленговых выражений в русском языке. Опрошенные объяснили тренд влиянием интернета, цифровизацией повседневной жизни, веяния поп-культуры, а также молодёжные тренды.
При этом более четверти (28%) россиян позитивно оценивают изменения в русском языке. Они считают появление новых слов естественным процессом, обогащающим речь. Самыми толерантными к нововведениям оказались респонденты в возрасте от 25 до 34 лет. Однако почти треть опрошенных (31%) придерживается нейтральной позиции: удобные нововведения приживаются, а бесполезные со временем сами исчезают.
Это соотношение отличается в вопросе англицизмов. Только каждый пятый респондент положительно оценивает использование заимствований из английского языка — опрошенные отмечают их важную роль для восполнения отсутствующих в русском языке слов и лаконичности. Причём мужчины придерживаются такого мнения на 10% чаще женщин .
40% респондентов относятся к англицизмам нейтрально, а 42% - негативно. Чаще всего отрицательную оценку англицизмам дают люди в возрасте от 35 до 55 лет (54%). При этом 28% респондентов употребляют англицизмы в своей речи регулярно, а 30% используют их на работе или в учебе.
Александр Пиперски, кандидат филологических наук, автор курса «Русский язык в эпоху Digital» в Skillbox:
Современный русский очень много заимствует из английского языка. Но это не слепое копирование. Ведь русский довольно активно адаптирует англицизмы, меняя в них и фонетику, и грамматику. Например, в словах «random» и «рандомный», русский и английский звуки «р» различны. А такие слова, как «спойлер» и «чит» обросли внушительной морфологической адаптацией и имеют много однокоренных версий: «спойлерить» и «проспойлерить», «читить» и «читерство». Не нужно бояться заимствований. Они делают язык богаче, выразительнее, позволяют нам говорить о больших тонкостях, чем если бы заимствований не было.
Самым популярным англицизмом стало слово «фейк» — так ответили 29% респондентов. Около 10% отметили слово «хайп», 8% — «митинг», 7% используют слова «аппрув» и «уик-энд», а 5% — «кринж», «месседж», «фиксить» и «инсайт».
Самыми раздражающими англицизмами опрошенные считают слова «краш» (11%), «брейншторм» (3%) и «дедлайн» (3%).
В опросе приняли участие более 1,2 тыс. респондентов по всей России в возрасте от 18 до 55 лет.