Иллюстрации журнала За рулем
Журнал «За рулем» прошел путь от ответа на вопрос «нужен ли автомобиль вообще?» до ежемесячного анализа того, какой лучше всего. О том, как менялось содержание журнала и его дизайн за прошедшие 85 лет – в обзоре Sostav.ru.
Первый номер журнала «За рулем» появился в апреле 1928 года по инициативе энтузиастов автомобильного дела. Тогда издание задавалось вопросом, который будоражил общество: современный транспорт или традиционные средства передвижения, автомобиль или телега, прогресс или ретроградство? Во главу угла встала тема автомобилизации.
«Мы рассчитываем, что нашими читателями будут не только узкие круги специалистов, но самые широкие массы трудящихся, впервые знакомящиеся с идеями автомобилизации. Наш журнал является первым и пока единственным опытом издания массового популярного журнала, посвященного автомобилям и дорогам», - так выглядело обращение к читателям первого номера «За рулем».
С первого номера издание сообщало новости мирового автопрома, в частности о достижениях Генриха Форда. Также уже в первом номер появляется тема российских дорог. Легендарный журналист Михаил Кольцов, который дал имя журналу, рассказывал о своей автомобильной поездке по приволжской степи с Алексеем Рыковым, председателем Совета народных комиссаров СССР.
На трех журнальных страницах первого номера только горькая правда о дорогах России. В первый год жизни «За рулем» насчитывал 40 тыc читателей.
В 1931 году «За рулем» на своих страницах завел разговор о переднем и полном приводе, а в 1936 году – о прицепах к легковым автомобилям. В 1936 году журнал предпринял попытку стандартизировать обложку. Большинство номеров с 1936 года по 1940 год выходили в универсальной обложке без изображения.
В 1941 году журнал «За рулем» уже не издавался. Выпуск был приостановлен на 15 лет. Первый после долгого перерыва номер вышел в апреле 1956 года в новом дизайне. В 1950-е годы, в условиях отсутствия ремонтных мастерских для частников, дефицита запчастей, самыми востребованными статьями и сообщениями «За рулем» были те, в которых рассказывалось о ремонте деталей, узлов и агрегатов.
Журнал предлагал хитроумные решения, как доехать до дома на неисправном автомобиле, а потом устранить поломку при отсутствии мастерской и запчастей. Долгие годы эта тема в журнале была, по сути, основной.
В 1960-х «За рулем» стал чаще освещать мировые автосалоны – Париж, Женева и другие автомобильные столицы мира. В 1970-е ведущим разделом журнала становятся «Испытания», то, что сейчас принято называть тест-драйвом. На обложках журнала 1980-х – достижения отечественного автопрома: «Ока», «Таврия», «Жигули» и «Нива», в 1990-е внимание к себе приковали иномарки, которые заняли обложки большинства номеров.
В наше время
Сейчас журнал «За рулем» является ведущим автомобильным изданием России. Аудитория одного номера – более 7 млн человек, согласно данным TNS Media-NRS (Россия, Москва, Санкт-Петербург, май-октябрь 2012).
Издание находится в «топе» российского рынка прессы. Аудитория – преимущественно мужчины в возрасте 25-44 лет.
Сайт «За рулем» живет своей жизнью, выпуская автомобильные новости в режиме online. С августа 2009-го сайт агрегатирует материалы журналов «За рулем», «Купи Авто», «Мото», «Рейс» и газеты «За рулем».
Будущее: бумага и цифра
В ближайшее время «За рулем» планирует развивать новые платформы, на которых будет доступен контент издания, и социальную тематику.
Игорь Твердунов, издатель печатных журналов ИД «За рулем»: «Важная тема, которая будет развиваться в дальнейшем – социальная. Журнал будет поднимать проблемы, которые волнуют российских автомобилистов: качество дорог, хамство водителей, взаимоотношения с ГИБДД, коррупция, законы затрагивающие интересы автолюбителей, безопасность дорожного движения.
Другое направление развития не связано с «бумагой» и рассчитано на владельцев современных электронных устройств: планшетов, коммуникаторов, смартфонов. Недавно стартовал и будет расширяться новый сервис – дополненная реальность. С его помощью читатели - владельцы мобильных устройств могут получать дополнительную информацию по интересующей их теме».