Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о «приземлении» зарубежных IT-компаний, соответствующий документ появился на сайте нижней палаты. Он обязует владельцев ресурсов с суточной аудиторией более 500 тыс. российских пользователей создавать филиал, представительство либо юрлицо в России.
Требования предлагается распространить также на хостинг-провайдеров, операторов рекламных систем и «организаторов распространения информации интернете». Местное представительство при этом должно «в полном объеме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории России». В случае утверждения закон может вступить в силу с 1 января 2022 года.
В пояснительно записке депутаты привели перечень компаний, на которые будет распространяться закон: «По данным различных исследований, поисковую систему Google предпочитают около 56% российских пользователей. Второе и третье место по популярности среди социальных сетей в России занимают Facebook (около 16% аудитории) и Twitter (около 14% аудитории). Ежемесячная аудитория YouTube составляет более 44 млн человек», — говорится в документе.
Среди санкций за нарушение закона — информирование интернет-пользователей (это могут быть специальные пометки поисковиках), а также запреты на распространение рекламы ресурса и на самом ресурсе, на проведение платежей, поисковую выдачу, сбор и трансграничную передачу персональных данных. Предусмотрено и ограничение доступа, частичное или полное.
В предыдущей версии законопроекта предполагалось, что требование коснется компании с аудиторией от 100 до 500 тыс. человек. Это значительно расширяло список компаний, попадающих под действие законопроекта.