Телеканал «Ю» вместе с компанией MASMI провели ряд исследований, чтобы узнать, как аудитория российского телевидения воспринимает контент. Опрос проводили среди женщин от 14 до 44 лет из разных городов посредством организации фокус-групп и домашних визитов. Генеральный директор канала Наталья Радько поделилась с Sostav сделанными выводами и рассказала об основных трендах медиапотребления в условиях меняющихся реалий.
Рост интереса к развлекательному контенту
Исследования аудитории по восприятию контента на российском телевидении показали, что сегодня активные молодые женщины чаще ориентированы на семью, детей, заботу о доме. Большой акцент делается на семейных ценностях и осознанное родительство. Например, во время поиска работы женщины обращают внимание на расположение офиса и гибкий график, что позволит больше времени проводить с семьей.
«Я работаю в детском саду до четырёх часов в день рядом с домом, чтобы успеть забрать детей из сада и школы», «мне важно качественно проводить время с детьми, когда я с ними куда-то иду, я не разрешаю себе отвлекаться на телефон» — так отвечали многие наши респондентки.
Несмотря на возросший интерес всего населения к новостям в 2022 году, люди по-прежнему нуждаются в привычном развлекательном контенте: кино, шоу, передачи и телесериалы. На них приходится почти 53% эфирного времени. Объём кино и сериалов сократился по сравнению с первым кварталом прошлого года, на фоне чего стал заметен прирост развлекательных программ.
На российском ТВ многообразие реалити-шоу — более 50, но большинство из них не направленны на поддержку семейных ценностей. Так, передачи «Холостяк», «Звезды в Африке», «Голос. Дети», «Форт Боярд» носят соревновательно-развлекательный характер. Проекты канала «Ю» в этом плане отличаются, поскольку ориентированы на отношения между супругами, общение с родителями, свекровями, тещами, а также воспитание детей («Мои одинаковые дети», «Зови меня мамой» и другие).
Тенденции восприятия контента
С недавних пор мы живем в совершенно новом мире. Гламур, тяжелый люкс и богемные лица потеряли прежнюю значимость. Зрители хотят видеть на экранах себя, получить подтверждение «нормальности» своей жизни. На этом фоне реалити-шоу, показывающие настоящую жизнь, имеют свою ценность и уникальность.
В рамках исследования можно выделить следующие тренды смотрения:
Тренд на социальную ответственность и пользу. Люди начали менять свое поведение в сторону осознанного родительства, стали больше внимания уделять отношениям.
Теперь популярных блогеров-психологов стало больше не только в социальных сетях, но и на ТВ («Хочу и буду!» с Михаилом Лабковским на «Субботе!», «Детектор» с Марком Бартоном на «Пятнице»!, «Супермама» и «Няня особого назначения» с Викторией Дмитриевой на «Ю»).
Тренд на безопасный контент, отказ от пошлости. Ориентир на шоу и фильмы, которые можно смотреть с детьми, всей семьей, особенно в выходные и непозднее вечернее время.
Тренд на добрый непошлый юмор. Изменилось восприятие юмористических передач, предпочтение отдаётся лёгкому семейному юмору.
Тренд на естественных новых ведущих. Нравятся простые и харизматичные ведущие, без пафоса, искренние, добрые, эмоционально вовлеченные, душевные.
Мотивация к просмотру и акцент на ценности аудитории
Мы проанализировали предпочтения и потребности аудитории для того, чтобы обозначить, какой контент будет привлекателен для зрителя, что удержит его у экрана:
- Реалистичность ситуаций, героев. Отсутствие наигранности и ощущения игры актеров: «я понимаю, что есть сценарий, но я не должна об этом вспоминать».
- Позитивные эмоции, катарсис. Счастливый финал, сопереживание героям, вовлеченность в ситуации, помощь людям.
- Психологические и практические советы. Способы решения проблемы, в которую попал герой, полезная информация, чужой опыт.
- Жизненные ситуации. Аудитория склонна ставить себя на место героев, сравнивать их поведение со своим собственным в похожих ситуациях.
Более взрослая часть женской целевой аудитории смотрит телевизор с детьми не только для развлечения, но и для просвещения. Например, совместный просмотр проекта «Беременна в 16» — скорее превентивная мера для родителей, возможность начать разговор со своим подростком о безопасности, предохранении и ответственности за чужую жизнь. Мы показываем, что материнство — это ответственность, а не только романтика и влюбленность. Подростки в проекте видят с какими моральным и материальным сложностям сталкиваются их ровесники при ранней беременности.
Ориентированность на семейные ценности
Объём программ канала «Ю», ориентированный на семейные ценности в связи с интересом аудитории за год вырос на 60%.
Можно сделать вывод, что события последних лет научили нас ценить то, что мы имеем: беречь близких, принимать заботу с благодарностью, ценить встречи с друзьями. Зрители стали более сильными и одновременно более ранимыми. И первый круг — семья, обрела ещё большую значимость.
В связи с этим мы стали более разборчивы в том, на что тратить своё время, и дорожим каждым часом своей жизни. Будь то фильм перед сном, прочтение статьи в интернете и даже наше окружение — теперь выбор делается более осознанно. Медиапотреблению приобрело новые черты. Появился запрос на дополнительную ценность от просмотра контента, и, что ещё важнее, запрос на улучшение самого себя и своей жизни от этого просмотра.