Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
25.12.2021 в 15:34

Как пандемия и онлайн-платформы изменили кинобизнес и что с этим делать инвестору

Окупятся ли вложения и стоит ли рисковать

Кинопроизводство всегда считалось рискованным объектом для инвестиций, однако количество желающих поучаствовать в таких проектах только растет. Инвесторы приходят в кино из разных сфер и с разными целями, но всех их объединяет понимание того, что при правильном подходе вложения не просто окупятся, но будут окупаться на протяжении нескольких лет. Как рискнуть и остаться в плюсе, в колонке для Sostav рассказал Владислав Северцев, кинопродюсер «Пиковой дамы» и других хоррор-фильмов и сериалов.

Инвестиции в кино и эпоха пост-ковида

Вложения в кино всегда привлекали инвесторов. Их вдохновляли и продолжают вдохновлять примеры фильмов, снятых за условные $15−20 тыс. и собравших в мировом прокате сотни тысяч миллионов. Так было, например, с хоррором «Ведьма из Блэр», имевшим потрясающий коммерческий успех, и это не единственное исключение, но, скорее, правило, которое и сегодня будоражит умы потенциальных инвесторов. Инвесторы по-прежнему готовы идти на риск, прекрасно понимая: большой проект, большие вложения, а результат, как всегда, один из двух возможных — или большой плюс, или большой минус.

Пандемия, безусловно, не могла не внести свои коррективы как в структуру, так и в модель инвестирования в кино. Хотя инвесторы и рискуют по-прежнему, однако свои риски они научились оценивать иначе. До пандемии можно было вложить условный миллион долларов в производство фильма, но случись какой-либо форс-мажор — его окупаемость сразу же ставилась под удар. Современный инвестор, в отличие от инвестора вчерашнего, знает: у него всегда будет возможность продавать цифровые права на фильм разным странам, и в каких-то из них кино будет выходить в прокат. Он знает, что можно будет продавать и права на римейки. То есть средства в любом случае получится вернуть — или в полном, или даже не в полном объеме, но так или иначе убытки можно будет покрыть. Это позволяет инвестору чувствовать себя увереннее и активнее интересоваться кинопроизводством.

Окупится или нет?

Как может выглядеть портрет условного инвестора в кино? Практически всегда это стратег, умеющий рассчитывать и просчитывать. Безусловно, встречаются и романтики, или как их называют в индустрии, «дикие бизнесмены» — те, кто искренне любит кино, интересуется им и хочет почувствовать себя причастным к этому миру. Однако в массе своей инвесторы — это, конечно же, дальновидные бизнесмены, причем, из разных сфер. С одной стороны, они готовы к риску, а с другой — не готовы ставить на кон действительно крупные суммы. В любом кино они заранее видят бизнес-модель и заранее понимают, можно ли реализовать эту историю, и что для этого потребуется.

Российский кинорынок для инвестора до начала пандемии был максимально прозрачным. Окупаемость как производственных, так и маркетинговых затрат обеспечивалась за счёт проката, а то, что удавалось продавать за границу, приносило прибыль. Возможность получать прибыль от продажи за границу инвесторов привлекала особенно, ведь роялти — история долгоиграющая. Например, деньги за фильмы, проданные за рубеж лет пять-шесть назад, мы получаем до сих пор.

С появлением большого количества платформ сама идея продажа фильмов за границу стала ещё более привлекательной. Сами платформы растут буквально как грибы после дождя, и, стремясь выдержать крайне острую и жесткую конкуренцию, в промышленных масштабах закупают контент. Здесь инвесторы могут не беспокоиться — проданный контент в любом случае принесет прибыль.

Сроки окупаемости

Увы, точные сроки окупаемости не назовет никто, потому что ситуацию на рынке невозможно спрогнозировать, а окупаемость связана с ней самым тесным образом. Снова пример, и снова — из 2020 года: мировой прокат встал, масштабные студийные проекты были заморожены, вся индустрия перешла в один глобальный режим ожидания. Кто мог спрогнозировать такую ситуацию? Пожалуй, никто. В 2020 году многие студии решили уйти в онлайн, другие выбрали гибридную модель.

Ситуация стабилизируется, и я могу утверждать — индустрия постепенно выходит из пике, в который попала в 2020 году. Более того, можно говорить о грядущем буме производства. К примеру, мой коллега из Лондона сейчас снимает сериал для Apple TV — романтическую комедию, второй сезон. И ему пришлось отложить съемки на две недели, так как команда не смогла найти гаффера — специалиста по подбору осветителей и их руководителя. Изначально на рассмотрении у нее было 78 кандидатов, и сейчас все они оказались полностью заняты. Спрос может показаться феноменальным, но все очень просто — индустрия стояла на паузе в течение полутора лет, и сегодня, когда ограничения постепенно снимаются, её участники лихорадочно наверстывают упущенное, то есть, действительно в срочном порядке занимаются производством контента.

Кризис, связанный с пандемией, открыл для индустрии и новые возможности. Постоянно ищутся новые формы, в том числе и формы получения прибыли. Очевидно, что старые схемы или совсем не работают, или работают, но совершенно не так, как раньше.

Как инвестировать в кинопроект: пошаговый план

Первый шаг — это всегда бизнес-план. Его составление — задача продюсера. В его интересах сделать так, чтобы бизнес-план был максимально подробным и понятным для инвестора: сколько, на какие цели, на какие сроки, когда, каким образом и в какой срок это окупится.

Ориентируясь на общемировые тренды и новые реалии эпохи пост-ковида, можно с уверенностью утверждать: для инвестиций стоит выбирать те проекты, которые имеют перспективу на международном уровне. И вот почему:

  • Российский рынок, при всех его достоинствах, ограничен — в первую очередь, по числу точек кинопроката. У нас их около 5 тыс., а население в стране — 140 млн. И если есть возможность охватить больше точек, почему бы ей не воспользоваться?
  • Продажа кинопродукта за рубеж — это совсем другие суммы. Более того — это долгосрочная история, прибыль от которой можно получать в течение многих лет.

Разумеется, потенциал за границей имеет далеко не каждый российский кинопродукт. И даже сверхталантливый и сверхопытный инвестор не всегда сможет оценить его на старте. Что делать? Просчитывать риски и точно знать, на каком из этапов стоит подключаться к проекту.

Западные инвесторы, привыкшие просчитывать сто шагов вперед, предпочитают работать с кинопроизводством по формуле Last in, first out (LIFO). В этом случае инвестор присоединятся к проекту на финальной стадии его финансирования, вкладывая свои средства ровно в том объеме, который требуется продюсеру для запуска или завершения производства. Условия участия такие: этот инвестор — последний, кто участвует в проекте. После него «двери закрываются», и в то же время он забирает себе первую прибыль.

Работа по формуле LIFO не только практична, но ещё и безопасна, и вот почему:

  • Инвестор не вкладывает средства в полный бюджет;
  • При любых обстоятельствах он остается в плюсе, ведь так или иначе он получит прибыль с первого доллара.

Такая схема устраивает и инвесторов, и продюсеров — иногда в большей степени, чем использование средств, которые предоставляет (а может и не предоставить) Министерство культуры РФ или Фонд кино. Условия вложения в этих случаях достаточно жесткие, в чем-то похожие на кредитные договоры.

Куда инвестировать

Общемировая тенденция среди инвесторов — жанровое кино, которым они активно интересуются. Такое кино снимают преимущественно независимые студии, и его с уверенностью можно назвать оптимальным вариантом для инвестиций. И вот почему:

  • Относительная безопасность в плане вложений;
  • Перспективы — один вложенный доллар может вернуться десятками и сотнями процентов;

Небольшие затраты на производство — даже если речь идет о крупном релизе, то его стоимость вряд ли будет превышать $5−10 млн, а вот сборы вполне могут составить $30 млн и даже больше.

Иными словами, инвесторы, выбирающие жанровое кино, так или иначе чаще остаются в плюсе. Особенно, если у фильма хорошая и грамотно реализованная концепция, если это действительно востребованный и проверенный временем жанр, то гарантирован не только плюс, но и неплохой финансовый возврат.

Инвестору необходимо оценивать проект и с точки зрения и бизнесмена, и зрителя. Какой фильм он посмотрел бы сам? А его знакомые и друзья? Какие сборы у фильмов, снятых в аналогичном жанре?

Пять советов тем, кто хочет инвестировать в кино

  • Не бойтесь рисковать;
  • Учитывайте реалии эпохи цифровых платформ;
  • Ориентируйтесь на возможность продажи кинопродукта за границу;
  • Рассматривайте жанровое кино как перспективный вариант;
  • Изучите возможности схемы инвестиций LIFO.
Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.