Правообладатели пожаловались, что Telegram активно используется для распространения нелегальных копий контента. Так, около 200 каналов общей аудиторией в 2 млн человек распространяют пиратские копии книг, из-за чего издатели недополучают более 55 млрд рублей, сообщают «Ведомости» со ссылкой на гендиректора Ассоциации по защите прав в интернете (АЗАПИ) Максима Рябыко.
АЗАПИ представляет интересы крупнейших книжных издательств — «Эксмо-АСТ», «Азбука-Аттикус», а также легальных интернет-магазинов по продаже книг — «Литрес». Telegram — один из популярных у россиян мессенджеров, этим и обусловлена активность пиратов именно на этой площадке, считает Рябыко. Бороться с пиратством в обычным способом — через обращение в суд и блокировку — у правообладателей нет возможности, поскольку с апреля 2018 г. доступ к этому мессенджеру по решению суда и так формально заблокирован. На обращения АЗАПИ администрация Telegram никак не реагирует, а добиваться ограничений нелегального контента издателям удается только через обращения в Apple и Google, владеющие операционными системами для смартфонов.
АЗАПИ намерена добиваться от администрации Telegram внедрения в мессенджер «цифрового отпечатка», что позволяет находить копии контента, либо внедрения обязательной верификации владельцев каналов для того, чтобы в дальнейшем предъявлять им юридические претензии. Если этого не будет сделано, судебные и антимонопольные разбирательства грозят самому Telegram, констатирует Рябыко. Это уже не первая претензия правообладателей к мессенджеру.
Жалуются на Telegram и производители сериалов и фильмов. Так, гендиректор видеосервиса more.tv Денис Горшков заявил, что медиакомпании договорились, как решать вопрос с копиями на пиратский контент в поисковиках, но главная проблема сейчас — нелегальные копии в Telegram, которые массово распространяются через этот сервис. Был небольшой период, когда Telegram реагировал на обращения, рассказывает Горшков, но в последнее время все жалобы остаются без ответа. Даже когда Telegram отвечает на запросы, его реакция занимает несколько недель, что критично для кинопремьер и спортивных трансляций.