Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), зарегистрированных в сфере электронной торговли, увеличилось в 13 раз в период с 2019 по 2022 годы. Их число, согласно соответствующему реестру, выросло с 9 тыс. до 117 тыс., сообщают «Ведомости» со ссылкой на замминистра экономического развития Татьяну Илюшникову.
Основными причинами взрывного роста в Минэке называют ковидные ограничения, которые привели к невозможности осуществлять деятельность многих компаний в офлайн-режиме. Кроме того, сегмент активно поддерживало государство, банки и сами площадки, добавляет председатель «Опоры России» Александр Калинин. Он приводит в пример специальные образовательные и финансовые программы у Минэка и «Сбера». Ещё одна возможная причина роста — это низкий порог входа, когда для старта бизнеса не нужны большие вложения.
Количество маркетплейсов резко увеличилось за последние годы, поэтому растет и количество компаний, работающих с ними, отмечает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. В целом такой рост — это обычное развитие новой отрасли, при этом количество вновь зарегистрированных компаний не означает, что все они продолжат существовать, полагает он.
Илюшникова считает, что развитие этого сектора ставит вопрос о регулировании электронной торговли. Однако специфика взаимодействия платформ с бизнесом очень разная, поэтому многочисленные вопросы решить одним актом невозможно. Пока регулирование может ограничиться добровольными договоренностями, считает она. В частности, «Опора России» ставила вопрос о необходимости создания единого кодекса — специальной системы взаимодействия электронных площадок и поставщиков. Участники рынка считают этот документ достаточным.