Общее количество постаматов в Москве и Подмосковье должно увеличиться почти в два раза к 2030 году — с 14 до 30 тыс., следует из исследования Агентства инноваций Москвы, проведённого совместно с «РБК Исследования рынков». Как отмечают аналитики, это произойдет благодаря росту рынка интернет-торговли в B2C и C2C-сегментах, а также развитию постаматных сетей по модели совместного использования. Результаты исследования имеются в распоряжении Sostav.
Прирост количества постаматов
Подобных темпов развития эксперты ждут в масштабе всей страны. Если сегодня в России всего 53 тыс. постаматов, то через семь лет их количество возрастёт до 117 тыс. Ежегодный прирост их количества в среднем по стране и Москве составит 17−18% к 2025 году и 10% в период с 2026 по 2030 годы.
По мнению аналитиков, рост продиктован объективными причинами. Например, с каждым годом набирает обороты интернет-торговля. По прогнозам, сегмент e-commerce будет расти в среднем на 10% ежегодно в ближайшие пять лет. Другой фактор, который способствует развитию отечественного и глобального рынков постаматов, — увеличение объёма рынка C2C-отправлений через платформы объявлений, такие как «Авито» или «Юла». В 2021 году оборот в этом сегменте вырос на 25% и составил 1,32 трлн руб.
Барьеры
Аналитики выделили барьеры, которые мешают популяризации сети постаматов в России. К недостаткам таких устройств авторы отнесли неудобное расположение, часы работы и непонятный для пользователя интерфейс и способ оплаты. Как результат — доля постаматов среди всех способов доставки онлайн-заказов остаётся незначительной. Например, в 2021 году по России она составила всего лишь 2,1%, в Москве и Подмосковье — 2,4%. Чтобы устранить барьеры, в столице запустили проект «Московский постамат», в ходе которого к 2025 году будет создана сеть из 10 тыс. устройств совместного использования в подъездах жилых домов.
Лидеры рынка постаматов
Лидирующие позиции на российском рынке постаматов занимают логистические операторы — на них приходится около 70% рынка. Оставшиеся 30% принадлежат маркетплейсам. Лидер по количеству таких устройств доставки в стране — «СберЛогистика», которая имеет свыше 10 тыс. постаматов по стране. Это почти 22,8% от всего рынка. На втором месте — Cainiao, дочерняя компания Alibaba Group, которая доставляет заказы с AliExpress. Её доля на рынке — 13,7% или более 6 тыс. постаматов. Тройку лидеров замкнула 5Post — 12,8% или более 5 тыс. постаматов.
Тренды
Расширение границ использования постаматов. Причём не только для заказов из интернета, но и в других целях. Например, с осени 2022 года «Альфа-Банк» доставляет своим клиентам банковские карты в постаматы 5Post, а девелопер «ПИК» еще в 2021 году полностью перевёл передачу ключей от квартир собственникам через постаматы на первых этажах зданий. Количество бытовых и иных услуг, которые будут оказываться через эти устройства, будет расти.
Размещение постаматов в подъездах жилых домов. Также возможность не только приёма, но и отправки товаров россиянами, например, в ателье или прачечную.
Новые типы устройств для грузов разных типов. В частности, для мебели или продуктов питания. Один из пионеров в этой сфере — компания Engy. Она разрабатывает продуктоматы, которые поддерживают оптимальную температуру и хранят даже скоропортящиеся товары.
Мировой рынок
Мировой рынок постаматов будет расти в ближайшие 7−10 лет на 12% ежегодно и достигнет $2 млрд к 2030 году. При этом в Европе и странах Северной Америки ещё одним драйвером его развития служит экологическая или «зелёная» повестка. По данным экспертов, отказ от доставки товаров до двери в пользу постаматов позволил бы сократить выбросы CO2 в окружающую среду.
Вера в развитие глобального рынка постаматов есть и у венчурных фондов, и у бизнес-ангелов: в 2021 году 44% из общего объёма инвестиций в логистические компании были привлечены стартапами в сфере «последней мили».