Численность юрлиц в России уменьшилась более чем на 800 тыс. Количество компаний за три года сократилось на 17% и вернулось к значениям 15-летней давности. Это связано с неблагоприятными макроэкономическими условиями, а также с действиями государства по зачистке фиктивных фирм, сообщают «Известия» со ссылкой на подсчёты аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Численность российских юридических лиц в 2018 год составила 4,2 млн. По этому показателю Россия «откатилась» на уровень 2004 года. Количество действующих предприятий уменьшилось в 81 регионе страны. Наибольшие потери зафиксированы в Москве, Санкт-Петербурге и в Московской области. Прирост количества предприятий с 2015 года наблюдается только в Республике Крым, Севастополе, Смоленской области и Чечне.
В пресс-службе ФНС рассказали, что тенденция на снижение количества действующих юридических лиц действительно обусловлена работой по исключению из ЕГРЮЛ фактически брошенных компаний и организаций, по которым указаны недостоверные сведения. В налоговой службе уточнили, что с 2016 года из ЕГРЮЛ исключено 2,02 млн юрлиц.
По словам эксперта FinExpertiza, на количество компаний влияет и тренд последнего времени — бизнес больше не хочет быть большим. Это подтверждает и статистика: год назад в России число ИП впервые превысило число юрлиц. Сегодня в России, по данным ФНС, работают 4 млн индивидуальных предпринимателей, что на 100 тыс. больше, чем юридических лиц.
Эксперт Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков согласен, что из-за административного давления бизнес пытается «стелить себе соломку», переходя к более простым и экономичным организационным формам, например, ИП. Отечественные предприниматели всё больше переориентируются на собственные финансовые ресурсы, так как кредиты малому бизнесу получить сложно, как и привлечь инвестора.
Вполне возможно, к сокращению числа юридических лиц могла привести экономическая ситуация: при снижении порога рентабельности компании вынуждены либо уходить в тень, либо переходить на более выгодный налоговый режим, отметил первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Многие организации, особенно в удаленных уголках России, вынуждены существовать на грани этого порога, и даже покупка онлайн-кассы наносит существенный удар по их бюджету, добавил он.