Тревожность потребителей нарастает вместе с курсом валют. Беспокойство из-за экономической ситуации достигло своего пика на первой неделе декабря. Согласно ADV Brand Heat Index, в начале месяца 37% респондентов в возрасте 18–45 лет были встревожены нестабильностью в стране. Неудивительно, что россияне пересматривают свое отношение к покупкам. Как показало исследование агентства Initiative, далеко не все люди поддаются панике и начинают сметать товары с полок магазинов.
Последние тренды свидетельствуют: потребители становятся более практичными. Растет доля тех, уверен в необходимости делать сбережения, даже отказывая себе в самом необходимом. Одновременно техника и мода отходят на второй план: все меньше россиян стремятся заполучить новейшие приспособления и бытовую технику, а также следовать последним тенденциям в одежде. При этом снижается процент потребителей, которые получают удовольствие от шоппинга и совершают спонтанные покупки. Как следствие этого, посещаемость торговых центров Москвы продолжает снижаться.
Экономить потребители стараются за счет товаров повседневного спроса. В первую очередь, люди отказываются от расходов на развлечения: питание вне дома, кинотеатры, досуг, а также меньше тратят на алкоголь и косметику. В таких категориях, как «продукты питания», «бытовая химия», «лекарства», «предметы личной гигиены» наблюдается снижение потребления или переход на более дешевые варианты. Зато сохраняются затраты на интернет, сотовую связь, топливо.
Среди товаров длительного пользования в первую очередь отказываются от расходов на путешествия, покупки автомобилей, недвижимости и крупной бытовой техники. Затраты на покупку одежды, обуви, мелкой бытовой техники и мебели преимущественно сохраняются.