Продажи лакомств для животных показали худшую динамику продаж, пишет «Коммерсант» со ссылкой на исследование NielsenIQ. Ранее именно они были драйверами рынка, подчёркивают аналитики.
За май 2022 года — май 2023 года в натуральном выражении продажи лакомств упали на 9,1%, а в деньгах выросли на 3,9% год к году.
Для сравнения, продажи кормов для собак снизились на 3,3% в объёме и на 20,1% выросли в деньгах, продажи кормов для кошек увеличились на 2,4% в объеме и на 27,6% в денежном выражении, отметили аналитики.
В исследовании указано, что домашние животные есть у 72% россиян. Те, кто держит кошек имеют в среднем одного питомца, владельцы собак — двух. NielsenIQ указывает, что потребители в своём большинстве сокращают расходы на животных в последнюю очередь.
Снижение продаж лакомств связывают с общей экономической ситуацией стране и снижением покупательной способности. Президент Национальной ассоциации зооиндустрии Кирилл Дмитриев сказал, что особенно снизились продажи лакомств весной 2023 года.
Гендиректор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова поясняет, что владельцы животных в первую очередь стремятся обеспечить питомцев кормами, ветеринарными препаратами и медуслугами, а стоимость перечисленных категорий растёт. Импортные и отечественные корма выросли в цене за полгода в среднем на 20−30%, стоимость услуг в ветеринарных клиниках выросла на 20%, стоимость лакомств также на 20%, уточняет она. И на лакомствах потребители могут экономить.
Снизился также ассортимент лакомств. В Wildberries изданию сказали, что предложений стало меньше на 15% по сравнению с маем 2022 года. Это могло произойти как из-за отказа поставок зарубежных производителей, так и из-за отсутствия необходимой новой логистики для ввоза иностранной продукции. По оценкам Кирилла Дмитриева, в 2020−2021 годах импорт занимал 20−25% среди всех кормов для домашних питомцев, в 2022 году — 10−15%, аналогичное соотношение в категории лакомств.
Тенденции также могли бы вызваны ажиотажным спросом в 2022 году, когда потребители покупали корма с большим запасом, отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас они закончатся, что отразится на динамике продаж, считает он.
Экономия будет выражаться в переходе владельцев питомцев на более дешёвые корма, в том числе российских производителей, которые сегодня увеличивают присутствие на российском рынке. А ассортимент лакомств, по его словам, будет расти за счёт продукции небольших игроков, которая представлена на онлайн-платфорах.
В марте отмечалось, что россияне на четверть сократили траты на товары для домашних животных. За первые два месяца 2023 года траты в категории уменьшились на 19−26% при снижении числа покупок и среднего чека. По данным CloudPayments, за январь-февраль оборот таких товаров на онлайн-площадках снизился год к году на 26%, количество трансакций — на 10%, а средний чек стал ниже на 18%, до 5,8 тыс. руб. По информации Tinkoff Data, за аналогичный период траты в специализированных магазинах сократилась на 19%, число покупок — на 15% год к году. В «Чек Индексе» отметили сокращение на 15% год к году.