Четыре года подряд бренд Samsung сохраняет лидирующие позиции в первой двадцатке ежегодного исследования «Любимые бренды россиян». Бренд Adidas потеснил бренд Sony со второй позиции на третью - такие данные содержатся в ежегодном исследовании компании Online Market Intelligence (OMI).
В 2014 году исследователи расширили рейтинг, включив в него новые товарные категории: «Мобильные приложения», «Новостные сайты», «Продукты быстрого приготовления» и «Радиостанции». В настоящее время общее количество категорий в исследовании равно 62, что практически охватывает весь спектр товаров и потребительских услуг. Несмотря на это, в первой двадцатке рейтинга по-прежнему доминируют глобальные и технологичные бренды. Из брендов «повседневной жизни» Ostin и Ecco впервые были отмечены любовью жителей крупнейших городов России (Таблица 1).
«Можно выделить несколько ключевых трендов и любопытных фактов, зафиксированных в очередной волне исследования, - рассказывает генеральный директор OMI Александр Шашкин. - Во-первых, люди любят доступные бренды, что объясняет, к примеру, почти полное отсутствие автомобильных марок в рейтинге. Может быть, любимые бренды здесь находятся за рамками досягаемости? Во-вторых, бренды из области стиля жизни понемногу теснят технику и электронику. Можно предположить, что люди уже освоили мир техники, а теперь «ищут любви» в других категориях. В-третьих, удивительная стабильность рейтинга демонстрирует интересный портрет российского потребителя, не сильно отличающийся от периода 90-х годов. Человек с телефономSamsung, в костюме Adidas и в автомашине BMW. Дома у него техника Sony и Bosch… и, конечно, Coca-Cola».
Кто еще вошел в TOP-20
На четвертую позицию взошел бренд Nike, до этого два года сохранявший шестое место в рейтинге. Бренды Nokia, Apple, Philips и Asus потеряли предыдущие позиции и заняли пятое, шестое, десятое и четырнадцатое место соответственно. С немецкой надежностью Bosh три года подряд уверенно стоит на седьмой строчке двадцати «Любимых брендов россиян». Такую же стабильность демонстрирует и бренд LG на девятом месте.
Coca-Cola – один из двух «продуктовых» брендов в списке - поднялся с одиннадцатой строчки на восьмую. Он также возглавляет товарную категорию «Сладкие газированные напитки». Бренд Panasonic вернулся к одиннадцатой строчке TOP-20, которую занимал в 2012 году. Пропуская на двенадцатом месте Reebok, стоит отметить бренд Zara. Zara ворвалась в двадцатку любимых брендов в 2012 году, заняв тринадцатое место. Это был первый не спортивный бренд в рейтинге, предлагающий российским потребителям повседневную одежду. Пока выше двенадцатой строчке Zara не поднималась.
Второй продуктовый бренд в двадцатке лучших – это Nestle. Шестнадцатое место в 2014 году – против пятнадцатого в 2013 и восемнадцатого в 2012 году. Кроме этого, Nestle возглавил сразу две товарные категории – «Мороженое» и «Сухие завтраки». «Вернулись» три участника предыдущих лет: Nivea на 17 место (16 позиция в 2011 г.), Chanel на 15 строчку (18 место в 2010 г.), Reebok - 12 (19 строчка в 2012 г.). При этом Nivea несколько лет является неизменным лидером категории «Средства по уходу за телом» и в этом году категории «Шампуни» (Таблица 2). А бренд Chanel возглавил в текущем исследовании категорию «Парфюмерия и косметика».
Единственный автомобильный бренд, оставшийся в этой части исследования – BMW, на восемнадцатом месте TOP-20. НиToyota, занимавшая в рейтинге уверенные позиции с 2010 года, ни Mercedes, входивший в двадцатку лидеров в 2010 и 2012 году, не отмечены респондентами как любимые в этом году.
Стоит отметить ряд медийных категорий в исследовании. Например, любимым брендом среди журналов интернет-пользователи российских городов называют «Cosmopolitan», из радиостанций - Европу Плюс, а из ТВ-каналов - ТНТ. Показательна любовь соотечественников к бренду Yandex. Он возглавил сразу несколько категорий: «Новостной ресурс», «Интернет-сервис» и «Мобильное приложение» (Yandex. Пробки).
В нововведённой категории «Продукты быстрого приготовления» безоговорочным лидером стал «Ролтон».
Позиция в рейтинге/ год | БРЕНДЫ | ||||||
2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | |
1 | SAMSUNG | Samsung | Samsung | Samsung | Nokia | Samsung | Sony |
2 | ADIDAS | Sony | Nokia | Sony | Samsung | Sony | Samsung |
3 | SONY | Adidas | Sony | Nokia | Sony | Nokia | Nokia |
4 | NIKE | Nokia | Adidas | Adidas | Adidas | Panasonic | Panasonic |
5 | NOKIA | Apple | Apple | Panasonic | Panasonic | Toyota | Adidas |
6 | APPLE | Nike | Nike | Bosch | Philips | Adidas | Toyota |
7 | BOSCH | Bosh | Bosch | Philips | Bosch | Canon | BMW |
8 | COCA-COLA | Philips | Philips | Apple | Nike | Bosch | Mercedes |
9 | LG | LG | LG | Nike | Coca-Cola | Asus | LG |
10 | PHILIPS | Panasonic | Coca-Cola | LG | LG | Philips | Bosch |
11 | PANASONIC | Coca-Cola | Panasonic | Gillette | Toyota | HP | Canon |
12 | REEBOK | Zara | Asus | Coca-Cola | HP | Sony Ericsson | Nike |
13 | ZARA | Asus | Zara | Asus | Apple | Nike | Coca-Cola |
14 | ASUS | Toyota | Toyota | Toyota | Asus | LG | HP |
15 | CHANEL | Nestle | HP | Canon | Mercedes | Nissan | Sony Ericsson |
16 | NESTLE | Christian Dior | BMW | Nivea | L'Oreal | Coca-Cola | Philips |
17 | NIVEA | BMW | Acer | HP | BMW | Reebok | Asus |
18 | BMW | H&M | Nestle | L'Oreal | Chanel | Mercedes | Siemens |
19 | OSTIN | Canon | Reebok | Christian Dior | Canon | BMW | Audi |
20 | ECCO | HTC | Mercedes | BMW | Nestle | Honda | Toshiba |
Категория | Бренд |
Авиакомпании | Аэрофлот |
Автомобили | BMW |
Аптеки | 36,6 |
Банки | Сбербанк |
Бытовая техника | Samsung |
Бытовая химия | Fairy |
Водка | Абсолют |
Газеты | Комсомольская правда |
Детское питание | Агуша |
Журналы | Cosmopolitan |
Замороженные полуфабрикаты | Мираторг |
Зубная паста | Colgate |
Интернет-магазины | Озон |
Интернет-сервисы | Yandex |
Кафе и рестораны | McDonalds |
Кетчупы и другие соусы | Heinz |
Колготки и чулки | Омса |
Компьютерная техника | Asus |
Кондитерские изделия | Бабаевский |
Консервированные овощи и фрукты | Бондюэль |
Корма для кошек | Whiskas |
Корма для собак | Pedigri |
Кофе | Nescafe |
Майонез | Слобода |
Макаронные изделия | Макфа |
Минеральная и питьевая вода | Bonaqua |
Мобильные приложения | Яндекс пробки |
Молочные продукты | Простоквашино |
Мороженое | Nestle |
Мясные и колбасные изделия | Микоян |
Новостные сайты | Yandex |
Обувь | Ecco |
Одежда | Adidas |
Парфюмерия и косметика | Chanel |
Пиво | Балтика |
Планшетный компьютер | Samsung |
Подгузники | Pampers |
Продуктовые магазины | Ашан |
Продукты быстрого приготовления | Ролтон |
Радиостанции | Радио Европа Плюс |
Растительное масло | Олейна |
Рыба и морепродукты | Русское море |
Рыбные и мясные консервы | Главпродукт |
Сигареты и другие табачные изделия | Winston |
Слабоалкогольные коктейли | Jaguar |
Сладкие газированные напитки | Coca-Cola |
Снеки (чипсы, сухарики, орешки, семечки) | Lays |
Соки | Добрый |
Сотовый телефон или смартфон | Samsung |
Спортивные товары | Adidas |
Средства женской гигиены | Always |
Средства по уходу за телом | Nivea |
Страховые компании | Россгосстрах |
Сухие завтраки, мюсли, хлопья, каши | Nestle |
Телеканалы | ТНТ |
Товары для бритья | Gillette |
Товары для детей | Lego |
Фототехника | Canon |
Чай | Grinfield |
Шампуни, кондиционеры и бальзамы для волос | Nivea |
Шоколадные батончики | Snickers |
Электроника | Samsung |
Независимое исследование проводится с 2008 года с целью выявления брендов, отношение к которым россияне характеризуют словом «любовь». Метод проведения: Интернет-опрос с использованием онлайн панели Anketka.ru. В опросе приняло участие 1500 человек, проживающих в крупных российских городах с доходом выше среднего; выборка квотная, стратифицированная. После блока социально-демографических вопросов респондентам предлагалось назвать торговые марки (бренды), которые они считают любимыми. «Любимые бренды» назывались без подсказки, количество наименований ограничивалось десятью позициями. Далее респондентам задавались вопросы о частоте потребления различных товаров и услуг. Вопросы о любимых брендах в товарных категориях задавались только тем респондентам, которые потребляют товары или услуги в данной категории с заданной частотой.