24 февраля во всех отраслях российского рынка было обозначено начало другой эпохи — за спецоперацией на территории Украины последовали изменения котировок валют и акций, жёсткие санкции и угроза существования бизнеса в целом. Sostav узнал у маркетплейсов, как отразились на их работе глобальные трансформации мира. Представители Ozon, «СберМегаМаркета», «Яндекс Маркета», Wildberries и AliExpress Россия рассказали о мерах поддержки продавцов, ценообразовании и особенностях логистики в условиях новой реальности.
Представители маркетплейса Ozon:
Мы не можем гарантировать, что дальнейшая эскалация санкций или ситуации в Украине в более широком смысле не будет иметь более значимого эффекта для нашего бизнеса, финансового состояния, наших результатов и операций.
2 марта маркетплейс запустил вкладку «Распродано» — он помогает определиться с объёмами закупок. ИНструмент учитывает каждый клик на кнопку «Узнать о поступлении» в карточке товара, а также формирует рейтинг из топ-50 востребованных товарных позиций.
3 марта Ozon стал скрывать изменение цен на сайте — маркетплейс выполнил просьбу продавцов не показывать историю обновления цены. В декабре 2021 года маркетплейс внедрил инструмент мониторинга — 5% покупателей могли увидеть динамику стоимости товаров за последние полгода.
Ozon планирует раскрыть финансовые результаты за 2021 год 5 апреля — в эту же дату бренд планирует обозначить ключевые тренды в бизнесе для 2022 года.
Ozon
Маркетплейс пока не отметил негативное влияние введённых санкций — более 95% оборота компании приходится на РФ. В настоящее время Ozon Holdings PLC не попал под ограничения. После событий 24 февраля в работе IT, логистических процессов сбои не были зафиксированы. Фулфилмент и сортировочные центры, дарксторы и все операции «первой» и «последней» мили функционируют в полном объёме.
В компании продолжается обработка платежей клиентов и выплаты вознаграждений продавцам и партнёрам — клиенты могут оплатить заказы на платформе, используя платёжные системы Mastercard, Visa и МИР (транзакции проходят без сбоев, уверяют в компании). Также Ozon имеет возможность использовать SWIFT через банки-партнёров.
80% денежных средств бренда хранится в валюте — это позволяет хеджировать риски. Преобладающая часть депозитов в настоящее время хранится в России. По состоянию на 31 декабря 2021 года денежные средства компании, их эквиваленты и краткосрочные банковские депозиты составляли 126 млрд руб.
Ozon Bank был включён OFAC в список SDN в качестве организации, связанной с попавшим под санкции «Совмкомбанком». Ранее Ozon приобрёл у него 100% уставного капитала «Оней Банка» — на дату закрытия сделки банк перестал быть аффилированным лицом «Совмкомбанком». При этом в компании отметили, что Ozon не может гарантировать результаты и сроки принятия решения OFAC по заявлению маркетплейса.
В компании прогнозируют, что E-comm ещё предстоит испытать влияние санкций — в будущем бренды могут столкнуться со сложностями при привлечении капитала, что снизит объём инвестиций в экспансию инфраструктуры и операций.
«СберМегаМаркет»
Маркетплейс работает в штатном режиме — как отметили Sostav в компании, введённые ограничения не повлияли на операционную деятельность (покупателям и продавцам услуги доступны в полном объёме). Как уверяют представители сервиса, продавцы получают деньги без задержек — два раза в неделю.
Период получения товара пока не изменился — он напрямую зависит от схемы работы с конкретным продавцом, региона доставки, а также габаритов и веса товаров.
«СберМегаМаркет», как агрегатор, не влияет напрямую на ценообразование. Кроме того, в сервисе усилили контроль во избежания случаев спекуляций — в компании вручную проводится мониторинг несколько раз в сутки с последующей блокировкой недопросовестных продавцов.
В компании отметили существенное увеличение спроса на ряд товаров длительного пользования (техника и электроника, шины, сантехника, газонокосилки) и товаров с высокой частотностью (аптечные товары, контактные линзы, корма для животных). Данные категории — одни из инвестиционных форматов покупок. При сохранении волатильности на рынке дальнейшее увеличение спроса может сохраниться.
При этом уход «Сбера» с европейского рынка не отразится на работе маркетплейса — сервис работает только на территории РФ.
Wildberries
Маркетплейс во время промо к 8 марта (с 1 по 10 марта) инвестирует 7,2 млрд руб. в предоставление скидок. При этом будет изменена комиссия для продавцов, не участвующих в акции.
С 7 марта онлайн-ритейлер начнёт осуществлять выплаты денежных средств продавцам за реализованные ранее товары (с разницой в несколько дней) из-за волатильности на рынке. Как отметили в компании, продавцы с наиболее динамичным ростом оборота будут получать выплаты раньше остальных на 1−4 дня в качестве бонуса.
Кроме того, Wildberries сохранил скидки за быструю доставку заказов в логистические центры при модели «Маркетплейс», а также снизил на 20% тариф на логистику со склада в Электростали и скидки на логистику на складах Краснодара, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Хабаровска.
AliExpress Россия
Представители маркетплейса сообщили о стабильной работе сервиса — пока продавцы получают средства без задержек, доставка идет в стандартные сроки. Продавцы смогут вывести деньги, если покупатель подтвердил получение заказа или истёк срок подтверждения.
AliExpress представила следующие меры поддержки продавцов: 0% комиссии на первые 100 товаров в течение 6 месяцев и 0% комиссии со всех заказов из внешнего трафика (если покупатели приходят по рекламным ссылкам из рекламы, соцсетей, рассылок
Компания продлила срок регистрации в весеннюю распродажу до 3 марта — это поможет продавцам пересмотреть ассортимент и цены в связи с текущей ситуацией. В течение месяца будет действовать бесплатная доставка и упаковка первых 200 заказов со склада AliExpress (FBA: Фулфилмент AliExpress) и первых 100 заказов с партнёрского склада или склада продавца (FBS и FBA: Фулфилмент «Цайняо»).
Кроме того, маркетплейс планирует в ближайшее время запустить новые («и более выгодные») тарифы на доставку.
«Яндекс Маркет»
Маркетплейс ввёл меры поддержки продавцов до 15 марта. В список вошли снижение стоимости хранения, обработки и доставки товаров весом от 15 до 25 кг (для них будет действовать тариф мелкогабаритных товаров). Благодаря этому снизится стоимость доставки в федеральный округ покупателя, хранения и упаковки товаров на складах сервиса, а также экспресс-доставка.
В период с 24 по 28 февраля магазины могли задержать доставку и отменить некоторые заказы — это не повлияло на их индекс качества. В рейтинге они оценены «идеально» — без учёта сбоя в работе.
«Маркет» увеличил срок хранения товаров на складах без дополнительной оплаты: для товаров для красоты срок вырастет до 75 дней, для колясок и автокресел — до 90 дней. Кроме того, сервис будет рассчитывать поставки по минимальному тарифу на свои региональные склады с транзитного склада в Подмосковье.
Магазины смогут осуществлять торговлю на платформе, даже если у него наберётся до 20% заказов, отменённых самим продавцом (ранее эта отметка не превышала 15%). Количество ежедневных заказов будет ограничено в случаях 7% отменённых из них или 15% случаев задержек с посылками.
Перевод денежных средств осуществляется ежедневно по минимальному из тарифу — 1% от суммы покупки (исключения могут быть только в выходные дни для банков).
Как и Ozon, «Яндекс Маркет» убрал историю изменения цены — это сделано с целью снижения психологического давления на покупателя, который видит динамику роста стоимости товара из-за санкций.
Sostav продолжит освещать важные трансформации индустрии: прислать историю о личном опыте адаптации бизнеса в период кризиса можно на [email protected]. Stay tuned.