Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
24.07.2023 в 11:00

Нарастить узнаваемость на 165% и убить дракона: в чём суперсила метавселенных

Какими бывают цифровые миры и в чём их особенности

4

Метавселенные — виртуальные миры, которые открывают новые возможности для общения и получения впечатлений. В идеале они объединяют физическую, дополненную и виртуальную реальности в общем онлайн-пространстве. Современные проекты лишь частично воплощают эту концепцию: технологии недостаточно развиты, чтобы обеспечивать полноценный опыт пребывания в цифре. В одних есть технологии дополненной реальности, в других — игровые компоненты. Единообразия пока нет. Sostav разделил популярные проекты на категории и выделил особенности каждой из них.

Какими бывают метавселенные

Трудно сосчитать, сколько всего метавселенных в интернете — новые создаются буквально каждый день. Ориентировочно их уже больше сотни, однако на слуху всего около десяти наиболее популярных проектов.

У метавселенных разное происхождение. Иногда они вырастают из игр, обогащая общение вечеринками и шоппингом в диджитале, а также привлекая внимание новых пользователей интерактивами. Бывает, что прародителем метавселенной становится соцсеть, которая со временем обрастает новыми механиками и превращается в нечто большее, чем сервис для обмена лайками. В этих случаях создатели не предполагают, что их проект выйдет за рамки изначальной идеи. А по мере роста популярности виртуальных миров многие целенаправленно проектируют именно метавселенные.

    По происхождению метавселенные можно условно разделить на три категории:

    • Игровые метавселенные, в основе которых компьютерные игры.
    • Метавселенные-соцсети, так или иначе зародившиеся на площадках для общения.
    • Искусственные миры, изначально задуманные для реализации концепции виртуальной вселенной.

    Игровые метавселенные

    В компьютерных играх люди проводят много времени за общением, что создаёт предпосылки для их перерождения в метавселенные. Практика показывает, что пользователи охотно обогащают свой опыт на виртуальных платформах. Если в формате игры они заводили друзей, объединялись в группы и собирали ресурсы, то в метавселенной их социальная активность может быть разнообразнее. В формате аватаров люди могут заниматься практически тем же, чем и в реальной жизни — посещать концерты, покупать и продавать цифровые активы, ходить друг к другу в гости.

    Fortnite

    Одной из популярных метавселенных стала мультиплеерная игра Fortnite. Изначально её сюжет заключается в том, что группа людей исследует мир, добывает ресурсы и сражается с монстрами. Но популярной она стала в жанре «королевской битвы», то есть игры на выживание. Несмотря на кровожадный сюжет, дизайн Fortnite дружелюбный и «мультяшный», а в сценах жестокости нет натуралистичности.

    Метавселенной Fortnite называют не из-за сюжета с битвами, а из-за Party Worlds (англ. «миры вечеринок»), в которых игрокам запрещено стрелять и разрушать — можно только общаться и веселиться. Кроме того, в период лодауна там появились хабы для концертов и выставок. Пользователи могут перемещаться между этими площадками, а также создавать новые. Fortnite стал первой заметной метавселенной с точки зрения маркетинга, считает директор по стратегическим коммуникациям ESforce Holding Ярослав Мешалкин. Казалось бы, там должно быть меньше возможностей для социальных активностей, чем в массовых многопользовательских онлайн-играх или «песочницах-конструкторах». Однако концерты — сначала Трэвиса Скотта, а потом и Арианы Гранде — обратили на Fortnite внимание массовой аудитории, деятелей шоу-бизнеса и маркетологов, пояснил эксперт.

    • Аудитория

    В Fortnite около 80 млн активных пользователей в месяц. Более 60% аудитории — 25 лет и старше. Это означает большую покупательную способность и более высокую вероятность того, что цифровые покупки перейдут в физические.

    • Графика

    В Fortnite красочная графика, оптимизированная для различных устройств, от игровых компьютеров до мобильных телефонов. За счёт многообразия антропоморфных виртуальных обликов в Fortnite огромное пространство для коллабораций с брендами одежды, в том числе люксовыми, указал Ярослав Мешалкин.

    Ярослав Мешалкин, директор по стратегическим коммуникациям ESforce Holding:

    Moncler, Balenciaga, Ralph Lauren — это только то, что приходит на память за ближайшее время. Причём последний впервые за 55-летнюю историю бренда ситуативно изменил логотип — и сделал это в честь партнёрства с Fortnite, посадив своего игрока в поло на фирменную игровую ламу.

    В дополнение к виртуальным коллекциям обычно идут и физические, которые можно купить в магазинах модных брендов. Именно это — основной признак метавселенной: когда виртуальное находит отражение в реальном — и наоборот, пояснил эксперт.

    • Чем заняться в Fortnite

    Чем ещё заняться в Fortnite, кроме как приодеться в образцы высокой моды? Например, можно сходить в виртуальную копию художественной галереи Serpentine, которая в реальном мире расположена на территории Кенсингтонских садов в Лондоне и известна своей коллекцией современного авангардного искусства. Это первая в мире копия настоящей художественной галереи, созданная в игре.

    А ещё в Fortnite сильная киберспортивно-стримерская составляющая. В мае 2021 года крупнейший банк Латинской Америки Itaú Unibanco стал партнёром бразильской киберспортивной организации Hero Base, специализирующейся на Fortnite. Уже в октябре узнаваемость бренда банка среди аудитории в возрасте 18−30 лет выросла на 165%, восприятие банка как престижного — на 61%. Среди всех возрастных групп показатель коэффициент удержания пользователей вырос на 89%. И это с учётом того, что Itaú и так является одним из самых узнаваемых брендов в Бразилии.

    • Как попасть в Fortnite

    В Fortnite можно войти с компьютера, зарегистрировав учётную запись в Epic Games Store. Также игра доступна на консолях Sony PlayStation, Nintedo Switch и Xbox — через внутренние магазины. Кроме того, приложением можно воспользоваться на смартфоне, скачав приложение через AppStore или Google Play.

    Roblox

    Roblox — виртуальная игра-конструктор, в которой каждый пользователь может стать разработчиком. Весь контент на этой платформе создан сообществом. Его участники разрабатывают собственные игры, используя бесплатную техническую инфраструктуру платформы. Для этого пользователи пишут код на созданном специально для Roblox языке программирования. В Roblox также играют, причём можно выбрать любой жанр или тематику — строительство, приключения, спортивные симуляторы, ролевые игры, шутеры от первого лица, ужасы, научная фантастика, военные игры.

    • Аудитория

    В Roblox активная аудитория составляет 300 млн пользователей. Как правило, это дети и подростки до 16 лет, приводит статику основатель агентства по созданию миров и проведению мероприятий в метавселенной Venera Пётр Чернов. Согласно аналитике Geeiq, на которую ссылается Ярослав Мешалкин, хотя у Roblox более 200 млн активных пользователей в месяц, при этом 70% её аудитории составляют люди в возрасте 24 года и младше.

    • Графика

    Графика в Roblox простая и мультяшная. Стиль интерфейса блочный, игровые фигурки и предметы как будто собраны из кубиков Lego.

    • Чем заняться в Roblox

    В Roblox можно играть, ходить на концерты, выставки, общаться с друзьями, организовывать совместные активности, преподавать и учиться. Здесь в ходу внутриигровая валюта — робаксы. Ими можно оплачивать новую одежду для аватара, расширять круг его возможностей.

    Пространство Roblox разделено на плейсы — отдельные игровые миры. Например, в одном из плейсов можно взять цифрового питомца и ухаживать за ним, в другом проходят военно-морские сражения или комедийные стендапы.

    • Как попасть в Roblox

    Метавселенная бесплатна, работает на всех платформах, в том числе на смартфонах. Чтобы попасть в неё на компьютере, нужно перейти на официальный сайт Roblox (после регистрации система предложит установить приложение для игр) или скачать приложение из магазина Microsoft Store. Чтобы использовать игру на iOS, Android и Xbox, нужно установить приложение из официального магазина этих платформ.

    Minecraft

    Minecraft появился в 2009 году. На тот момент в коде игры было много ошибок, но это не помешало собрать вокруг проекта сообщество поклонников. Она представляет собой безграничную песочницу (жанр игры, в которых пользователь обладает широкой свободой действий и выбором активностей в открытом мире). В ней можно создать практически любой объект от моста до небоскрёба. Аналогов этой концепции на момент выхода игры не существовало.

    • Аудитория

    Начиная с 2021 года, месячная аудитория Minecraft не опускается ниже 141 млн человек. По статистике, каждый год она увеличивается более чем на 10 млн человек. А самый большой прирост за последние годы был замечен во время пандемии коронавируса. Сейчас месячный онлайн на платформе составляет 160 млн человек.

    Средний возраст аудитории пользователей Minecraft — 24 года. С 2012 года на платформе сидели миллионы детей, для которых она стала одной из первых игр в жанре песочницы. Спустя десяток лет те же геймеры продолжают заходить в игру и развивать свои сервера вместе с друзьями. К ним присоединяется постоянно растущая аудитория, среди которой всё ещё много детей от 6 лет.

    • Графика

    Графика в Minecraft простая и мультяшная. Стиль интерфейса блочный, игровые фигурки и предметы будто собраны из кубиков-пикселей.

      • Чем заняться

      Игроки защищаются или прячутся от внешних угроз, например, кабанов, диких кошек, волков, добывают полезные ископаемые, выращивают пшеницу, стоят дома и разводят кур. Самые педантичные доходят до итоговой точки сюжетной линии Minecraft — сражаются с драконом и побеждают его.

      • Как попасть в Minecraft

      Чтобы посетить Minecraft, нужно зайти на официальный сайт игры, нажать на кнопку «Зарегистрироваться» в правом верхнем углу экрана и ввести свои данные. После регистрации будет предложено приобрести лицензионную копию Minecraft. Можно сделать это позже, но без лицензионной копии не получится играть в полной версии. После этого нужно загрузить и запустить лаунчер Minecraft, войти в учётную запись и выбрать нужный игровой режим.


      Искусственные миры

      Виртуальные планеты, цифровые земли — другой подвид метавселенных. Их интерфейс напоминает вымышленный мир, территория которого ограничена, а условия заданы создателями. Один из примеров — марсианские метавселенные. Сейчас разработке находится Mars Metaverse, которая будет располагаться в ограниченном виртуальном пространстве, имитирующем красную планету. Или MarsXR, где воссоздают погодные условия и циклы марсианских дня и ночи, а также запускают онлайн-марсоходы.

      У таких метавселенных может быть карта. Некоторые площадки ограничивают территорию цифровых земель, и тогда при их распродаже возникает ажиотаж. Так случилось с метавселенной Otherside от Yuga Labs, где одна из самых редких виртуальных земель была продана за $1,5 млн. Иногда эти метавселенные выглядят не как цифровая планета, а как набор блоков-плиток, кликая по которым можно перемещаться между разными комнатами.

      Decentraland

      Decentraland — это метавселенная, в которой можно покупать, продавать и брать в аренду цифровые активы: землю, здания, внутриигровые предметы. Такая механика возможна, потому что платформа основана на блокчейне. Это позволяет пользователям заключать сделки на условиях прозрачности, не прибегая к услугам посредников, таких как банки или другие финансовые учреждения.

      Decentraland — метавселенная с открытым миром, то есть она представляет собой не набор отдельных миров, а единое полотно цифровой земли, по которому можно перемещаться «пешком» или с помощью телепортации. Площадь этой метавселенной сейчас примерно равна двум площадям Москвы.

      • Аудитория

      Количество активных пользователей Decentraland — около 1 тыс. в день и приблизительно 30 тыс. в месяц.

      • Графика

      В Decentraland трёхмерная графика. Персонажи близки по пропорциям к параметрам реальных людей, но всё же выглядят мультяшно.

      С помощью мыши или клавиатуры можно перемещать аватары по виртуальному пространству и изучать мир, который условно поделён на районы, принадлежащие и управляемые различными группами пользователей. Каждый район имеет свою уникальную тему и стиль, например, научная фантастика или фэнтези.

      В Decentraland можно настраивать внешний вид аватаров, проектировать и строить собственные виртуальные пространства, включая дома, магазины и другие сооружения, а также свободно перемещаться по карте между землями.

      • Чем заняться в Decentraland

      Пользователи проводят виртуальные встречи, концерты, спортивные соревнования, фестивали, выставки, покупают и продают цифровую недвижимость, играют в азартные игры.

      • Как попасть в Decentraland

      Чтобы посетить Decentraland, вам понадобятся: компьютер, интернет, браузер, криптовалютный кошелек. Зайдите на сайт Decentraland и нажмите «начать исследование» (start exploring) в правом верхнем углу. Также в метавселенную можно войти в качестве гость, тогда получится обойтись без криптовалютного кошелька. Но в этом случае изменения и настройки не сохранятся.

      Sensorium

      Это российский проект, который находится в процессе разработки. Предполагается, что пользователи будут погружаться в виртуальное пространство, чтобы взаимодействовать со средой и другими пользователями. По сюжету они находятся в космическом корабле Sensorium Starship, который отправляется к метавселенной. Сам корабль повторяет проект концертного комплекса Sensorium Hall в «Москва-Сити».

      Не все эксперты считают Sensorium метавселенной. Основатель и CEO Maff Group Алексей Помыканов склоняется к тому, что это платформа для виртуальных концертов, которая использует блокчейн, а слово метавселенная используется скорее ради соответствия трендам.

      • Аудитория

      В 2021 году Sensorium Galaxy запустила закрытую бета-версию виртуальных миров Prism и Motion. Сейчас обычный пользователь может только посмотреть прямую трансляцию, а также можно запросить доступ на бета-версию.

      • Графика

      В Sensorium футуристичный дизайн и проработанная XR-среда. Движения и мимику артистов оцифровывают в реальном времени, потом в виде аватаров помещают в виртуальную реальность. В итоге зритель получает не запрограммированную анимацию, как это было на концерте Travis Scott в Fortnite. Ощущения от выступления гораздо ближе к реальным. А если проводить концерт в прямом эфире, то артист может общаться со зрителями.

      • Чем заняться в Sensorium

      В Sensorium оцифровывают образ артистов, а пользователи смогут включать запись их выступления в любой момент. По мнению Помыканова, платформа не делает ставку на виртуальные концерты в прямом эфире. Наиболее полный опыт получат только пользователи с VR-гарнитурой и мощным ПК, а их пока не так много. Поэтому одномоментно собрать на концерт в Sensorium настолько же большую аудиторию, как в Fortnite, не получится, но это можно будет компенсировать за счёт стриминга, уверен Помыканов.

      Пётр Чернов, основатель агентства по созданию миров и проведению мероприятий в метавселенной Venera:

      По поводу Sensorium Galaxy от Прохорова сказать нечто определённое пока сложно. Релиза еще не было, можно лишь скачать короткое демо в Steam. Известно, что в проект уже вложено больше $100 млн. К его реализации привлекли звёзд мирового масштаба. Из роликов на YouTube и демо на Steam видно, что создатели выбрали реалистичную графику и моушн на движке от Unreal Engine. Не хочется загадывать, но очень надеюсь что они выведут индустрию VR-вечеринок и фестивалей на новый уровень.


      Метавселенные-соцсети

      В соцсетях изначально есть элементы, присущие метавселенным: события в них происходят в режиме реального времени, число пользователей не ограничено, контент создают они сами. Идея сделать погружение в мир социальной сети более объёмным выглядит естественно, учитывая, что у таких площадок уже есть активная аудитория, которую не нужно привлекать с нуля.

      Horizon Worlds

      Одна из самых нашумевших метавселенных — Horizon Worlds от корпорации Meta (признана экстремистской и террористической организацией в России). Хотя СМИ передают, что в марте 2023 года Цукерберг отказался от дальнейшего развития метавселенной и инвестиций в неё, Reality Labs (подразделение Meta, которое занимается метавселенной) продолжает свою работу. Компания и дальше разрабатывает гарнитуры виртуальной и дополненной реальности.

      Пётр Чернов, основатель агентства по созданию миров и проведению мероприятий в метавселенной Venera:

      Meta выглядит перспективно, несмотря на убытки. У компании самый популярный VR-шлем — Meta Quest 2 — и магазин, в который мечтают попасть все VR-разработчики. Meta вкладывает много денег в развитие технологий вроде мгновенного перевода голоса или костюмов для погружения в цифровую реальность. Какие-то из этих проектов должны получить развитие.

      Создатели подчёркивали, что метавселенная — это не только про виртуальную реальность и VR-гарнитуру. Она будет включать в себя и технологии дополненной реальности. Платформу сделали доступной с компьютеров, ноутбуков и смартфонов.

      • Аудитория

      Количество активных пользователей — около 200 тыс. человек в месяц. Точной статистики по возрасту нет, но изначально использовать её могли только те, кому уже исполнилось 18 лет. С марта 2023 года Meta стала доступна для подростков в возрасте с 13 лет.

      • Графика

      Работа с аватарами в Horizon Worlds проходила в несколько этапов, сказал Помыканов. В феврале прошлого года Meta добавила инструмент «Личные границы», который устанавливает невидимый барьер в 1,2 метра между аватарами в Horizon Worlds и Horizon Venues. Эта настройка работает по умолчанию, и даёт возможность предотвращать нежелательные взаимодействия в метавселенной.

      В августе прошлого года пользователи жаловались на качество графики. Это произошло после того, как Цукерберг решил похвастаться запуском платформы Horizon Worlds во Франции и Испании. Он опубликовал скриншот, на котором был его 3D-аватар на фоне Эйфелевой башни и храма Святого Семейства. Пользователям Twitter показалось забавным, что у многомиллиардного проекта такое низкое разрешение и графика на уровне любительской. В итоге Meta учла критику и улучшила качество аватаров.

      В прошлом году Meta добавила магазин одежды и аксессуаров для аватара. Появились дополнительные типы туловища и инструменты для добавления более реалистичной текстуры кожи.

      Поначалу Meta критиковали за то, что аватары были без анимации ног. Так получилось, потому что управлять ими нужно при помощи контроллеров VR-гарнитур — в таком случае ноги выглядели бы неестественно. Аватары до некоторых пор летали над землей, но теперь этот недостаток исправлен — модельки пользователей поставили на ноги.

      Основатель метавёрс-агентства Second Brief Александр Васютин считает, что сейчас главная особенность графики метавселенных — топорность. Это связано как со сложностью создания целостного продукта одной компанией, так и с ограничениями железа, софта, инфраструктуры.

      • Чем заняться в Horizon Worlds

      Общаться с друзьями и другими пользователями, проводить виртуальные встречи, конференции, митапы, лекции, играть в VR.

      «Вы будете ощущать себя так, будто бы вы находитесь рядом с людьми, в том же месте, где и они. Это опыт, который невозможно получить при использовании 2D-приложений или обычных веб-страниц. Например, это позволит вам вместе заниматься танцами или другими видами фитнеса», — говорил Цукерберг.

      • Как попасть в Horizon Worlds

      Метавселенная пока доступна только для пользователей из США, Канады, Великобритании, Испании и Франции. Для подключения к платформе требуются учётная запись Facebook (запрещённая в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России) и VR-гарнитура Oculus Quest первого или второго поколения.

      Zepeto

      Zepeto — корейский онлайн-сервис, который позволяет создать трёхмерный аватар по фотографии. С помощью этого виртуального двойника можно взаимодействовать с персонажами других пользователей. Внешность аватара можно корректировать, изменяя черты лица, причёску, цвет волос и так далее. Помимо этого, в настройках пользователю предлагают подобрать одежду и даже обставить комнату для аватара.

      • Чем заняться в Zepeto

      Пользователи Zepeto встречаются с аватарами других пользователей для совместных фото. Для этого есть фотобудка с шаблонами различных поз и гримас. Достаточно выбрать желаемый формат кадра и отметить друга.

      При это в Zepeto можно без проблем зафоловить знаменитостей, например, Ариану Гранде или Зейна Малика. Тогда можно делать совместные «фото» с их аватарами.

      • Графика

      В этой соцсети нет реальных фотографий или видео с людьми — только 3D-модели. Приложение создаёт их на основе фотографий пользователя. 3D-модель можно доработать в редакторе и сделать ещё более похожей на себя или наоборот, изменить какие-то черты.

      • Аудитория

      К январю 2022 года в приложении зарегистрировалось 290 млн человек, 150 млн из них — жители Китая и Южной Кореи. Количество активных пользователей составляет около 20 млн в месяц. При этом, около 70% пользователей сервиса — девушки от 13 до 24 лет.

      • Как попасть в Zepeto

      В Zepeto легко зарегистрироваться, как в обычной социальной сети. После ввода личных данных, пользователю предложат выбрать себе аватар.

      Ольга Кай, маркетолог, администратор Telegram-канала «Метаверсошная»:

      Есть пример, на который можно равняться — метавселенная Zepeto, популярная платформа в Азии. Функционал соцсетей там здорово сочетается с 3D-мирами, играми, виртуальными концертами, интеграциями брендов, внутренней валютой и маркетплейсом цифровой одежды. Судя по всему, развиваться в этом направлении в России планирует VK. На это намекает релиз NFT-функций в прошлом году, а также уже давно существующий внутренний хаб с миниприложениями. Логичным следующим шагом было бы встроить в этот хаб 3D-миры с аватарами и социальными функциями. И судя по слухам, которые ходят по рынку, VK об этом уже думает.

      Какие метавселенные наиболее перспективны?

      Основные критерии успеха метавселенных — количество активных пользователей в месяц, а также высокие показатели коэффициента удержания. По этим показателям выигрывают метавселенные-игры, говорит основатель компании Second Brief Александр Васютин.

      Александр Васютин, основатель агентства Second Brief:

      Первыми индустриями, которые адаптируются под новый формат, станут коммуникации один на один и всяческие консультации — психологическое и финансовое консультирование и так далее. Это такие сферы, где коммуникация и советы эксперта — главная ценность, которую легко можно донести в разговоре. Пока при высокой стоимости разработки активаций этот канал не приносит должного результата в виде повышения охватов или продаж, что и сдерживает применение метавселенных в реальных кейсах.

      Наиболее перспективными считает метавселенные-игры и автор Telegram-канала «Дежурный smmщик» Мария Снегова. Во-первых, они уже имеют большую аудиторию, а во-вторых, у них низкий порог входа, а это значит, что они могут быть доступны большему числу желающих, считает эксперт.

      Мария Снегова, медиаконсультант, автор Telegram-канала «Дежурный smmщик»:

      Люди привязаны к своим любимым устройствам — смартфонам и ПК, и не все готовы надеть на себя громоздкую (пока!) гарнитуру, чтобы встретиться с друзьями или провести рабочее совещание. Исторически сложилось, что игры и метавселенные уже давно связаны. Это началось с появлением многопользовательских видеоигр, Fortnite и Roblox.

      Бренды неслучайно начали развивать своё присутствие в метавселенных именно с игровых платформ: NFL в Fornite, H&M, «Мегафон» — в Roblox, считает Снегова. Roblox в целом можно назвать самой популярной и доступной метавселенной для России. По мнению эксперта, хотя интеграция бренда на эту площадку пока подходит более крупным брендам, в будущем, скорее всего, ситуация изменится.

      Но метавселенные — это также и будущее социальных сетей, уверена Ольга Кай. Молодое поколение считает традиционные соцсети скучными и устаревшими. Они больше ценят общение в моменте, совместный социальный опыт, самовыражение, инклюзивность — отсюда популярность дискорда и голосовых чатов, мультиплеерных видеоигр, где можно играть вместе с друзьями, безумных аватаров и цифровой моды, сказала Кай.

      В метавселенных уже реализовано несколько крупных кейсов. Первая в России музыкальная премия в метавселенной привлекла более 3 700 000 зрителей. В метавселенной открыли город для креаторов — проект объединил художников со всей планеты и показал, как можно представлять свой арт с помощью технологии DEIP, одной из первых Web3.0 протоколов креативной экономики. «Билайн» запустил свой мир в метавселенной Roblox, в «Сбер» проводил в цифровой реальности конференцию для школьников.

      По мнению Васютина, дальнейшее успешное развитие этих продуктов весьма вероятно, а пока мы наблюдаем, скорее, прототипы метавселенных будущего. Реальные проблемы бизнеса метавселенные научатся решать примерно через 5 лет, прогнозирует эксперт.

      Обсудить с другими читателями:
      Ваш браузер устарел
      На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
      Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.