Производителей и импортеров хотят обязать перейти полную утилизацию для всех видов упаковки масел и элементов питания. Такое предложение содержится в проекте Минприроды, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на проект ведомства.
Проект предлагает поэтапное увеличение норматива утилизации до 100% и по другим видам товаров. У компаний останется возможность утилизировать отходы на собственных мощностях или платить экологический сбор. Его администрирование предлагается возложить на ФНС, а распоряжаться собранными средствами будет госкомпания «Российский экологический оператор» (РЭО).
Среди других новаций проекта — создание публичных реестров производителей и импортеров, заготовителей и утилизаторов, а также мусоросортировочных станций. Кроме того, концепция предполагает увеличение штрафов для тех, кто уклоняется от утилизации отходов. Собеседник, близкий к Минприроды, утверждает, что речь идет об экологическом сборе в двойном размере.
Норматив в 100% технически невозможно утилизировать хотя бы потому, что некоторый пластик не перерабатывается в принципе, говорит Любовь Меланевская из ассоциации «РусПЭК» (объединяет Coca-Cola HBC, Pepsico Holdings, Procter & Gamble, Tetra Pak). В 2019 году члены ассоциации переработали 8% от всей выпущенной пластиковой упаковки на рынок. Если повысить норматив до 100% при существующей системе обращения с отходами, то это приведет к инфляции товаров, предупреждают производители.
Сейчас тару, бумагу, шины, одежду, электронику и другие товары нужно утилизировать (речь идет об объеме от 5% до 35% продукции) либо платить за них экологический сбор. Реформу системы утилизации Минприроды РФ анонсировало еще в прошлом году: за счет повышения нормативов ведомство надеялось увеличить собираемость экосбора с 2,2 млрд (2018 год) до 136 млрд руб. ежегодно. Но тогда предложения ведомства резко раскритиковали не только участники рынка, но и Минфин, Минпромторг, Минэкономики и ФАС. Кроме того, стало известно, что Роспотребнадзор готовит законопроект о поэтапном сокращении производства одноразовых пластиковых пакетов для магазинов.