Минпромторг подготовил новый проект ГОСТа, регулирующего наружную рекламу, чем шокировал региональные власти и представителей бизнеса. Данная версия была доработана в июне «по итогам общественного обсуждения», заявляют чиновники. Однако вместо обещанного смягчения норм Минпромторг решил ужесточить стандарты, пишет «Коммерсант».
В исходной версии проекта постановления правительства, которая была опубликована в мае, переходный период длился до 1 января 2020 года. Отсрочки вступления ГОСТа удалось добиться благодаря поддержке первого вице-премьера Игоря Шувалова, который курирует данный вопрос в правительстве.
В новой редакции резко сокращены установленные сроки обязательного применения ГОСТа. Минпромторг предлагает к 1 июля 2017 года заменить конструкции, нависающие над проезжей частью, а также расположенные на разделительных полосах и обочине дорог; до 1 января 2018 года — размещенные на расстоянии менее 350 м от аварийно опасных участков дорог и улиц вне населенных пунктов и 50 м — в населенных пунктах; до 1 июля 2018 года — на расстоянии менее 150 м от границ наземных пешеходных переходов и перекрестков вне населенных пунктов и 50 м — в населенных пунктах; до 1 января 2019 года — все конструкции, нарушающие ГОСТ.
Власти Москвы и Санкт-Петербурга уже направили протесты в правительство. Отрицательные заключения на проект также предоставили Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономики, их позицию поддержали Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП) и бизнес-омбудсмен Борис Титов.
ФАС и Минэкономики считают, что позиция Минпромторга противоречит поручению Шувалова. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов указывает, что ведомство полностью изменило изначальный смысл проекта, поскольку проигнорировало мнение регионов и ТПП, но учло предложения МВД, РСПП и Всероссийского общества автомобилистов.
Иллюстрация Depositphotos
Если новый проект примут, то столичный бюджет лишится огромных доходов от наружной рекламы — под угрозой окажутся контракты на 75 млрд рублей. Говорунов предупреждает об опасности полного уничтожения петербургского outdoor-рынка с ежегодным оборотом 5 млрд рублей. Это приведет к потере не только денег, но и «важного информационного ресурса», отмечает он.
Минэкономики настроено пессимистично: спорный проект лишит региональные бюджеты значительных средств, предприниматели понесут убытки, конкуренция будет нарушена, операторы будут массово судиться с местными властями, оспаривая демонтаж законно размещенных конструкций.
По оценкам РСПП, сейчас требованиям ГОСТа не соответствует 60–70% рекламных конструкций в регионах, а в отдельных городах — до 90%. В утвержденных схемах размещения рекламных конструкций есть значительное количество мест, не соответствующих ГОСТу, договоры и разрешения на установку и эксплуатацию которых прекратят действие с 1 марта 2021 года по 1 марта 2026 года. Напомним, в 2015 году рынок наружной рекламы в России упал на 21%. АКАР оценивала его объем в 32 млрд рублей.