Объявленная в России «частичная мобилизация», которая затронет до 300 тыс. россиян, вряд ли сильно отразится на российском рынке труда в целом, пишет «Коммерсантъ». Однако дополнительную нагрузку на работодателей она создаёт: для избежания штрафов им необходимо оповещать сотрудников, подлежащих мобилизации, а также восполнять кадровые потери.
При этом, как отмечает издание, среди вариантов — вывести наиболее востребованные специальности из-под действия указа президента или дождаться возвращения мобилизованных сотрудников.
Согласно положениям Трудового кодекса (ТК), работодатель обязан при получении списков сотрудников, подлежащих мобилизации, оповестить их об этом в течение двух суток. В противном случае компании грозит штраф в размере 1−3 тыс. руб. Как стало известно «Ъ», подобные списки поступили в ряд московских компаний.
По статье 83 ТК в случае, если работника призвали на военную службу, трудовой договор с ним расторгается с выплатой двухнедельного заработка. Как рассказали изданию в одной из госкомпаний, там планируют сохранить рабочие места мобилизованных до их возвращения. «Вероятно, будем нанимать людей им на замену по срочным трудовым договорам», — подчеркнул в беседе с «Ъ» топ-менеджер.
Ещё одним способом сохранения кадров может стать их переоформление в другие подразделения. Например, ряд крупных работодателей имеет в структуре IT-подразделения в виде отдельных юридических лиц. «Если переоформлять сотрудников на работу именно туда, то они могут избежать призыва, даже подходя для мобилизации по всем остальным критериям», — предположил директор по персоналу одного из российских ритейлеров.
В представительстве иностранной компании в России отметили изданию, что те, кто «находится в зоне риска, но могут работать удаленно или перевестись в другие страновые подразделения, могут получить предложение уехать» из страны.
Кроме того, дополнительные расходы у компаний могут возникнуть в связи с необходимостью оказания психологической помощи и поддержки оставшихся сотрудников. По данным издания, спрос на такие услуги «существенно» вырос после 24 февраля.
Как отметили источники Sostav, российский рекламный рынок тоже затронули изменения — некоторым сотрудникам агентств стали приходить повестки, в компаниях организовали юридические консультации по данному вопросу. Многие находятся в оцепенении неизвестности из-за возможной трудовой мобилизации. Некоторые бренды приняли решение перенести запуск рекламных кампаний. Редакция продолжит внимательно наблюдать за развитием событий.
Ранее Минцифры заявило, что электронные повестки в рамках частичной мобилизации, объявленной президентом России Владимиром Путиным 21 сентября, не будут рассылать через сайт «Госуслуги», поскольку для этого нет законодательной базы.