Один из последних трендов в российском ритейле — отказ от использования одноразовых пластиковых пакетов. Правила диктует потребитель, который стал предъявлять жесткие требования к соблюдению экологических стандартов. Производители пакетов, объем рынка которых превышает 60 млрд руб. в год, уже ощущают падение спроса, пишет «Коммерсант».
По оценкам участников рынка, объем производства всех пластиковых мешков и сумок, включая одноразовые пакеты, в России в 2018 году может быть на уровне 41,7 млрд штук. Исходя из средней цены 1,5 руб. за штуку, оборот рынка можно оценить примерно в 62,55 млрд руб. По оценкам директора новосибирского ООО «Нео-Пак» Александра Ладана, потребление пластиковых пакетов в России в 2017−2018 годах сократилось примерно на 6%. Российские торговые сети также отмечают, что уже начали сокращать их использование. Так, сегодня почти все крупные игроки перестали выдавать на кассе бесплатный полиэтилен и все активнее предлагают альтернативы.
В X5 Retail Group сообщили, что не раздают бесплатно пластиковые пакеты на кассе в магазинах, что позволяет снижать объем потребления одноразовой упаковки. В результате в 2018 году только каждая четвертая покупка товаров сопровождалась покупкой одноразового пакета. В качестве альтернативы X5 предлагает многоразовые сумки, которых за прошлый год было продано около 3 млн штук, и в некоторых регионах бумажные пакеты. «Магнит» также отмечает снижение потребления полиэтиленовых пакетов в своих торговых точках и предлагает покупателю многоразовые сумки и бумажные пакеты. В сети Globus рассказали, что продажи пластиковых пакетов второй год подряд падают на 5−10%.
Представитель Globus:
Мы связываем этот регресс с двумя факторами: экономией покупателей в связи с падением реальных доходов и более осознанным отношением к экологии. Покупатели активнее переходят на многоразовые аналоги — хозяйственные сумки и авоськи, которые можно использовать многократно.
В российских сетях пластиковый пакет все еще самый продаваемый товар в натуральном выражении, отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Однако российские потребители демонстрируют нацеленность на здоровый образ жизни и с большим вниманием относятся к социальной и экологической ответственности торговых сетей. Прежде всего речь идет о молодой платежеспособной и потенциально наиболее интересной ритейлу аудитории, борьба за которую особенно обострилась на фоне общего усиления конкуренции между игроками. Полный переход на многоразовые сумки, которые покупают существенно реже одноразовых пакетов, может грозить ритейлерам не только падением продаж, но и ростом издержек на хранение такой упаковки, поясняет он.
Согласно недавнему опросу ВЦОИМ, две трети россиян всё ещё используют для покупок пластиковые пакеты, при этом 85% россиян выразили готовность отказаться или сократить их использование. 70% опрошенных считают, что отказ от пластиковых пакетов или сокращение их использования заметно уменьшит количество мусора и улучшит экологическую ситуацию.