Доля россиян, которые экономят на покупке безрецептурных препаратов, сократилась на 24 п.п. по сравнению с результатами 2016 года, и достигла 67%, следует из данных исследования «Поведение покупателей в аптеках» компании Nielsen. Доля потребителей, переходящих на более дешевые лекарства российского производства, сократилась до 38%.
В условиях ухудшения ситуации на потребительском рынке, отражающейся в снижении Индекса потребительского доверия, покупательские предпочтения россиян заметно изменились. Однако категории товаров, связанных со здоровьем, это традиционно не затрагивает. Как показывают данные исследования Nielsen «Поведение покупателей в аптеках», при покупке импортных препаратов люди стали свободнее распоряжаться деньгами, чем два года назад: доля опрошенных, которые с целью экономии переходят на препараты российского производства, сократилась на 15 п.п. Также на 8 п.п. уменьшилась доля тех, кто покупает медикаменты только при острой необходимости, в 2018 году она составила 64%. На 15 п.п. до 78% сократилось число покупателей, интересующихся более дешевыми аналогами перед покупкой.
Однако стремление сэкономить никуда не делось, просто изменило формы. В 2018 году почти две трети опрошенных признались, что предпринимают попытки найти более выгодные предложения. Чтобы сэкономить на лекарствах, они используют несколько стратегий: 85% респондентов ищут аптеки с наиболее привлекательными ценами, 29% покупают лекарства в аптеках со скидками по программам лояльности, 28% стараются купить лекарства по промоакциям.
Сейчас покупатели стали более информированы в вопросе выбора лекарств. До 75% вырос процент тех, кто изучает и сравнивает цены на препараты онлайн, каждый четвертый (26%, +7 п.п.) использует несколько источников информации, чтобы сделать выбор. До 24% (+8 п.п.) выросло число респондентов, которые тратят больше времени на изучение нескольких вариантов аналогов перед покупкой.
Исследователи отметили ещё один тренд — рост популярности онлайн-аптек. 42% опрошенных хотя бы раз совершали покупку в онлайн-аптеке, а 33% совершали такую покупку за последние четыре месяца. Чаще всего потребители покупают в интернете витамины (28%), болеутоляющие препараты (15%) и средства от насморка (12%).
Растущая популярность этого сегмента объясняется возможностью выбрать наиболее выгодное предложение. Кроме того, цены на лекарства в онлайне зачастую ниже, чем в традиционных аптеках. Среди основных драйверов роста онлайн-продаж лекарств 91% респондентов выделил возможность сделать покупку в любое удобное время. Тем не менее, отсутствие доставки на дом или её длительность отталкивает от покупки более половины опрошенных, а 53% заявили, что боятся приобрести нелегальную продукцию.
Напомним, законопроект, разрешающий электронную торговлю медицинским препаратами, которые отпускаются без рецепта, уже прошел первое чтение в Госдуме. Ранее Владимир Путин выступил за то, чтобы ускорить принятие законопроекта и посмотреть, как он будет функционировать.