2020 год можно смело назвать годом дистанционной работы. Как и во время основного периода пандемии, сейчас ответственность за восстановление рабочих сил, сохранение или даже воссоздание здорового микроклимата в коллективе лежит на HR-специалистах. Чего им ждать в 2021 году? HR бизнес-партнер NMi Group Людмила Лихова рассказала, как вести себя с сотрудниками, чтобы сохранить их эмоциональное здоровье и привести компанию к процветанию.
Багаж 2020 года
С одной стороны, сам факт пандемии привел к тому, что люди объединись перед общей проблемой, были готовы максимально помогать друг другу. В отношениях с коллегами это вылилось в желание общаться, искать положительные моменты в ситуации и для себя, и чтобы подбодрить других, а также в поиск новых решений стандартных и уже вновь появившихся задач, в креативный подход к делу как способ компенсировать стресс. Но у некоторых общая проблема вызвала негативные эмоции — грусть, апатию, — что в итоге отразилось на качестве работы и способствовало потере внутренней мотивации.
С другой стороны, вынужденный переход на удаленную работу привел к разобщенности в коллективе, желание общаться не всегда могло быть реализовано в полной мере, в итоге понизилась вовлеченность сотрудников в общие дела компании, не касающиеся конкретно задач, поставленных перед ними. Появилась отстраненность. Кроме того, многие были вынуждены работать в «домашних условиях», когда рядом постоянно находились члены семьи, которые, видя человека дома, не всегда понимали, что он на работе, и требовали внимания. Необходимость смешивать рабочие и домашние дела также увеличила стрессовость ситуации и привела к эмоциональному выгоранию сотрудников, к ухудшению и без того ослабленного здоровья коллективов.
Прогнозы на 2021 год в сфере HR
Последствия прошлого года будут преследовать бизнес еще долго, и вообще неизвестно, что нам готовит ближайшее будущее. Вероятнее всего, многие компании оставят своих сотрудников на удаленной работе еще на какое-то время. Что из этого будет следовать?
- Возможность привлечения высококлассных узкопрофильных специалистов и сотрудников из отдаленных регионов на проектные работы, а не на постоянной основе.
- Развитие цифровых технологий и последующий рост спроса на специалистов в сфере IT, в частности, отвечающих за информационную безопасность. Уже в апреле 2020 года комитет по развитию электронной коммерции Торгово-промышленной палаты рассказал «Газете.Ru», что спрос на IT-специалистов на рынке труда превысил предложение: за одного сотрудника уже тогда боролись 10 компаний. Кроме того, возникнет необходимость повышать компьютерную грамотность всех сотрудников.
- Нужно будет быстрее принимать решения в соответствии с изменяющимися условиями, а не действовать по заранее продуманному плану, адаптироваться к новым реалиям и четко руководить действиями сотрудников, чтобы не усиливать их стресс, перемещать акценты при этом взаимодействии на человеческие отношения и психоэмоциональное состояние.
Что делать HR?
Индивидуальный подход
Каждый по-разному реагирует на стресс, поэтому и помогать с ним справиться нужно по-разному. Можно составить психологический портрет каждого сотрудника, проанализировать эффективность его работы в последнее время, понять, какие процессы и индивидуальные особенности повлияли на его результативность, и потом уже принимать решения на предмет того, как с ним лучше взаимодействовать.
Работа личностей в команде, здоровый микроклимат
Важно помогать сотрудникам работать в команде, сообща решать проблемы, объединить их общими задачами. Но при этом не допустить обезличивания, использовать сильные стороны и подчеркивать уникальность каждого. Сотрудники должны чувствовать, что их старания оценены, что они признаны.
Надо переместить акцент на создание такой рабочей атмосферы, где каждый с радостью выполняет свои задачи, понимает, зачем он это делает, и самореализовывается с их помощью. В 2021 году как никогда важно работать с внутренней, а не внешней мотивацией сотрудников, давать им энергию для работы.
Очень нужно стараться не допустить эмоционального выгорания или работать с ним на ранней стадии. Хорошо будет сделать дни психологического здоровья, чтобы обсуждать с сотрудниками их состояние, помогать им понять себя. Они должны в любой ситуации чувствовать не давление обязательств, а поддержку со стороны коллег и руководства. Корпоративный тренер и эксперт в цифровой трансформации и маркетинге доктор Фрэнк Питер из Малайзии на прошедшей 10 декабря 2020 года международной онлайн-конференции WOWHR Global Conference отметил, что главное для HR — поддерживать между сотрудниками связь, которую получилось наладить еще офлайн, и помнить: проблемы есть у всех, важно найти слова поддержки.
Позитив
При общении с сотрудниками надо делать акцент на хороших новостях, положительных результатах работы, а не трудностях и проблемах, сопровождающих процесс. Причем важно не просто говорить об этом, но и отмечать вклад каждого в эти изменения.
Работа vs личное
Обязательно надо учитывать, особенно в условиях удаленной работы, что у сотрудников помимо работы есть личная жизнь, семья, увлечения и т.д. За 2020 год многие вынуждены были отказаться от привычного уклада жизни, и сейчас важно дать им вернуться к нему, вспомнить о себе как о людях, а не сотрудниках компании. Это поможет избежать эмоционального выгорания или быстро восстановиться после него.
Соучредитель Made Of Millions Лорен О'Шонесси утверждает: «COVID усугубляет факторы стресса для всех и заставляет людей есть, спать, заниматься спортом, работать, учиться и отдыхать в одном месте: в наших домах», но «крайне важно, чтобы люди очень строго структурировали свое расписание, выделяли время для отключения от Сети и просили своих коллег и руководителей соблюдать эти границы. …Компании, которые этого не сделают, столкнутся с высоким уровнем эмоционального выгорания и усталости от работы, а также с более серьезными проблемами психического здоровья».
Развитие
Поможет улучшить эмоциональный фон и повысить внутреннюю мотивацию предложение сотрудникам развиваться в каком-то новом направлении, осваивать новые программы, о желании работать с которыми, возможно, они говорили. Причем делать это частью рабочего процесса, а не дополнительной нагрузкой, и использовать затем эти знания и навыки для достижения командных задач.
2021 год ставит новые задачи перед HR, делает их роль не просто важной, а одной из главных в сохранении компании, в удержании сотрудников и повышении результативности их работы. Человечность, быстрота реакции, гибкость, заинтересованность в результате — основные качества этих специалистов. Основной их целью сейчас должно стать не изменение сотрудников, не давление на них и желание подстроить их под текущие изменения, а создание такой рабочей дружелюбной атмосферы, в которой каждый сам будет понимать, что и зачем он делает, и хотеть это делать. И только такие внутренние условия помогут компании не просто выжить в 2021 году, но и процветать в дальнейшем.