Национальный рекламный альянс (НРА) поднимет сезонные надбавки во второй половине 2025 года на 6%, сообщает Adpass. До сих пор кампания по заключению договоров традиционно проходила осенью, но в этом году НРА в июне уведомил медиаагентства, что повысит цены для телеканалов на весь инвентарь — не только в рамках новых сделок, но и по ранее заключенным еще в 2022−2023 годах многолетним контрактам.
Из текста письма следует, что подорожание касается четырех месяцев: в сентябре 2025 года надбавка увеличится до 55% (было 46%), в октябре — до 48% (было 40%), в ноябре — до 45% (было 37%), в декабре — до 18% (было 11%). Участники рынка остались недовольны такими действиями НРА. Не согласным с изменениями условий альянс предложил расторгнуть контракты на 2025 год. Чтобы избежать применения штрафных санкций, агентства должны уведомить о своих намерениях до первого июля этого года.
В Гражданском кодексе указано, что договором может быть предусмотрено одностороннее изменение условий обязательства, в том числе размера оплаты (тарифа), если обе стороны осуществляют предпринимательскую деятельность, отмечает Adpass. Также исполнитель по договору должен соблюсти два условия: заблаговременно уведомить заказчика об увеличении цены и распространить информацию об изменениях.
Решение НРА приведет к снижению количества многолетних контрактов в портфеле альянса, сообщил изданию гендиректор медиааудитора ECI Rus Дмитрий Кураев. Если теперь многолетние сделки не могут защитить рекламодателя от одностороннего повышения цен продавцом, то в них пропадает смысл. Недопустимо менять условия для уже действующих длинных сделок, продолжил мысль директор по закупкам OMD OM Group Николай Ануфриев. По словам эксперта, шестипроцентное повышение цен некритично для рекламодателей, но нанесет урон репутации НРА.
Как рассказал изданию Сергей Белоглазов, старший вице-президент группы «Родная речь», если сравнивать эту ситуацию с ценообразованием в интернет-рекламе, то НРА делает первые шаги для перехода к модели рекламного аукциона. В программатик-закупках цена на инвентарь меняется в зависимости от спроса, в то время как в случае с НРА годовые и более длинные сделки не позволяли своевременно и гибко реагировать на колебания спроса и предложения.
Ранее в январе 2024 года НРА повысил цены на размещение федеральной телерекламы в 2024 году ещё в среднем на 40%. Повышение должно было коснуться только новых сделок на оставшийся инвентарь.