С начала года у многих телеканалов изменились сетки вещания. Развлекательный контент сократился в пользу новостного, начал активно развиваться тренд на кроссплатформенность. Тимур Вайнштейн, генеральный продюсер НТВ, рассказал Sostav, как кризис повлиял на запросы аудитории и кто пришёл на смену зарубежным рекламодателям.
Вы приходили на НТВ с задачей омолодить аудиторию и привлечь больше женщин. Что в этом направлении удалось достичь?
Не без гордости могу сказать, что в новый телевизионный сезон НТВ стартует со второй строчки национального рейтинга. Конечно, второе место НТВ не случайно, мы к этому стремимся и над этим работаем. Уже четыре года канал стабильно второй в выходные, в первом полугодии доля зрителей от 18 лет, выбирающих нас по субботам и воскресеньям, составляет 10,1%, а благодаря широкой линейке лайфстайла, на протяжении последних 11 лет НТВ ежегодно лидирует в утреннем слоте уикенда среди зрителей 14−44 лет.
Если посмотреть на результаты прошедших восьми месяцев 2022 года, радует прирост женской аудитории: в сегменте «18+» он составил 12%, а среди зрительниц от 14 до 49 лет доля увеличилась на 7%. Лично для меня также важно, что НТВ стали смотреть семьи с детьми, сейчас это 66% от всей аудитории канала, и процент таких зрителей растёт.
Конечно, наибольший прирост семейного просмотра наблюдается на «Маске», ставшей самой популярной развлекательной программой последних шести лет и лучшим музыкальным шоу последних девяти лет. Третий сезон программы подтвердил звание лучшего шоу года. Кстати, в этом году её финал прошёл на площадке Crocus City Hall, хотя об этом мы мечтали с первого сезона, и собрал у экранов 20,1% аудитории. А ещё благодаря «Маске» нам удалось совершить чудо в новогоднем эфире: 31 декабря 2021 НТВ показал лучший результат за 11 лет.
С конца февраля у аудитории резко вырос интерес к новостному контенту, но уже в мае он стал падать. Что происходит сейчас? Как изменился объём аудитории и какой контент ей наиболее интересен?
В первом полугодии действительно был всплеск интереса к новостям, мы ответили на это увеличением хронометража новостных программ. Он вырос на 16%, вместе с этим выросли и рейтинги. В среднем у новостей НТВ в первом полугодии доля 10% аудитории «все 18+», а по Москве этот показатель — 11,4%. Но вместе с тем зрителями, особенно молодежи, надо было «выдыхать», поэтому в эфир продолжали выходить популярные ток-шоу и праймовые программы выходных.
В новом сезоне мы предложим развлекательный разножанровый контент, при этом новостное вещание по-прежнему сохранит свою важную роль.
Весной многие телеканалы переносили развлекательный контент и запуск новых проектов на осень. Задерживали ли вы какие-то проекты и готовы ли к их выпуску сейчас?
Мы, как и многие телеканалы, скорректировали сетку весной на предмет развлекательного и сериального контента. Но есть большая разница между развлекательным контентом и, например, комедийным. Как психиатр по первому образованию, я подхожу к этому вопросу с научной точки зрения: даже в трудные времена людям нужна душевность, возможность переключиться с новостей, на этот запрос отвечают сериальные проекты и шоу.
Поэтому в новом сезоне мы предложим зрителям сбалансированную сетку, в которой вместе с новостями и аналитикой будут и привычные линейки: праймовые остросюжетные сериалы, музыкальные шоу, лайфстайл, звёздные ток-шоу, документалистика и социально-значимые проекты.
Подчеркну, что одной из главных премьер осени станет новый сезон нашего любимого детского проекта «Ты супер!», который за годы эфира вырос в масштабное социальное явление, где жизнь и творчество бурлят все 12 месяцев в году, вне зависимости от съёмок.
Сказался ли уход мейджоров на НТВ? Будет ли сокращение производства и количества премьер в эфире?
Наша сетка сформирована таким образом, что в будние дни в прайм-тайм мы работаем остросюжетными сериалами, а в выходные — развлекательными программами. Мы продолжим придерживаться этой сетки, поэтому о сокращении производства говорить не приходится.
Например, в первом полугодии 2022 года мы впустили 20 премьерных сериалов, средняя доля которых составила 10,8% среди зрителей старше 18 лет. По сравнению с прошлым годом прирост составил 20%. На осень запланировано ещё столько же премьер.
В свою очередь, выходные — вотчина познавательного и развлекательного контента. В нашем эфире около десяти сильных лайфстайл-брендов, среди которых «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ», «Чудо техники» и «Живая еда». Кстати, из двух покупных международных форматов Jeopardy! идёт по субботам и воскресеньям, и все знают его под названием «Своя игра», второй — «Маска». А вечер — время атмосферной музыки «Квартирника НТВ у Маргулиса» и звёздных ток-шоу.
Сейчас все готовятся к началу телесезона. Расскажите, на какие проекты вы делаете ставку?
Главная премьера осени — высокотехнологичное «Шоу Аватар», в котором под цифровыми аватарами скрываются поющие знаменитости, а задача жюри — угадать, кто из звёзд выступает в том или ином виртуальном образе.
Судьями будут Тимур Батрутдинов, Сергей Лазарев, Ида Галич, Марк Тишман и Аида Гарифуллина, а участвуют в каждом выпуске девять аватаров, поделённых на тройки.
В каждой группе члены жюри должны выбрать одного аватара и назвать имя артиста, который, по их мнению, скрывается за цифровым образом. Если члены жюри угадали, аватар исчезает и на сцене появляется реальный человек. Если ошиблись, аватар продолжает участие в шоу. Здесь будет применена действительно уникальная технология, в которой соединены разные элементы Motion Capture и Face Tracking, позволяющие придать аватару и движение, и мимику живого человека. Это станет настоящим прорывом на всём российском телевидении.
Помимо этого, мы выпускаем в эфир шестой сезон международного проекта для детей, оставшихся без попечения родителей, «Ты супер!». За годы существования, в проекте приняли участие около 500 детей из 18 стран, и он стал заметным социальным явлением. И чуть дальше, в середине осени в эфир выйдет очередной сезон «Суперстар!», вести который будет блистательная Лолита и Вадим Такменёв.
А что касается сериалов, на НТВ отлично работает линейка праймовых проектов, состоящая из премьер и успешных франшиз. Этой осенью планируем показать как новые сезоны уже полюбившихся «Рикошета», «Балабола», «Скорой помощи», так и абсолютные премьеры остросюжетных проектов с новыми героями и новыми лицами.
Когда в эфир выйдет «Шоу Аватар»? Какую реакцию от зрителей вы ожидаете?
Эфир состоится уже в эту субботу в 20.10. Первые съёмочные дни уже позади, видя эмоции, которые испытывают члены жюри, не погрешу против истины, сказав, что такого на российском телевидении ещё не было. Как продюсеру мне бы хотелось, чтоб «Шоу Аватар», которым мы жили на протяжении шести месяцев, стало популярным и любимым у зрителей, как и многие другие шоу НТВ.
Сможет ли «Шоу Аватар» заменить «Маску» или же вы хотите выпускать их параллельно?
Четвёртый сезон шоу «Маска» был анонсирован сразу после финала третьего. Можно ли менять проект, демонстрирующий долю под 34% во время снятия маски финалиста, как это было в случае Ильдара Абдразакова, победившего в третьем сезоне в образе Дракона? Приоткрою секрет, кастинг в очередной сезон «Маски» уже завершен на 90%. Поэтому если у «Шоу Аватар» будут хорошие медиапоказатели, то оно будет идти параллельно с «Маской»: «Аватар» осенью, а «Маска» — весной.
«Шоу Аватар» — не единственный проект на российском телевидении с виртуальными аватарами. Аналогичный проект анонсировали на «Первом канале», а раньше о подобных планах заявляли на «Пятнице». Как вы планируете отстраиваться от конкурентов?
Важней ответить на вопрос: чем будем удивлять? Живым инновационным шоу или магией постпродакшена. Мы для себя решили, что делаем развлекательное шоу, а не анимационный фильм. Нам важно живое общение, студия, реакция жюри, чтобы всё было здесь и сейчас. И те технологии, которые мы применяем в шоу, позволяют нам получить эти эмоции.
Представьте себе телевизионную программу, в которой на сцене выступают трёхмерные персонажи отличного качества, повторяя в режиме реального времени движения участников, одетых в костюмы захвата движений и мимики. Наши аватары взаимодействуют с живым балетом и ведущим, а их уникальная внешность и фантастический вокал, воспринимающийся как часть цельного цифрового образа, разрушают стереотипы.
Как поменялся контингент рекламодателей за полгода? Кто заменил зарубежных?
Весной этого года рекламодатели, товарные категории и площадки начали формировать новую структуру рынка. При этом многие компании сделали выбор в пользу крупных телеканалов. В первом полугодии этого года мы видим, что топ-10 рекламодателей усилили свое присутствие в федеральном эфире. Особый интерес проявляют банки, масс-медиа, компании, предлагающие услуги связи, и сектор общественного питания. Что касается НТВ, с нами начали сотрудничать около 15 новых брендов, а также было реализовано более 30 сделок.
НРА повысил цены на ТВ-рекламу с августа. Это как-то отражается на рекламодателях? Какой эффект произвело повышение цены? Стали ли вы больше зарабатывать?
Изменения, которые селлер внёс в калькулятор стоимости ТВ-рекламы, вступили в силу только в августе, пока рано давать оценку. Если говорить о прямой рекламе, чтобы зарабатывать больше, каналам надо в первую очередь повышать GRP, а если о спонсорстве — быть более креативными и создавать разнообразный контент.
Например, в «Шоу Аватар» у нас будет кейс с «Газпромбанком», которому, с одной стороны, интересны инновационные, технологичные проекты, с другой — территория музыкального шоу. Мы сотрудничаем не впервые, и готовим действительно яркую интеграцию: уникальный цифровой аватар, которому отведена в шоу определённая роль.
Что происходит со спонсорством? Уменьшилось ли количество спонсорских контрактов с начала кризиса? Растёт ли оно сейчас?
В спонсорской рекламе нам удалось сохранить те же объёмы, а может быть даже прирастём к концу года. Думаю, в первую очередь это связано с линейкой праймовых шоу: «Маска», «Шоу Аватар», «Суперстар!», «Ты супер!». Идёт битва за то, чтобы войти в них. И, конечно, нам помогает креативный подход к лайфстайл-программам, а также присутствие на канале разнообразных социально значимых и познавательных проектов.
Например, в партнёрстве с АНО «Национальные приоритеты» мы выпустили в эфир два документальных цикла «Физруки. Будущее за настоящим!», и «Мои университеты. Будущее за настоящим!», серию «Научных расследований Сергея Малозёмова», продолжение которой сейчас в производстве, и начали съёмки важного социального проекта, который по-семейному сблизит разные поколения и покажет, что в любом возрасте можно найти друзей. Эти проекты стали не только популярными у зрителей, но и получили в этом году семь наград индустриальных премий.
Весной АКАР прогнозировал падение рекламного рынка на 30−70% в 2022 году. Хватит ли телеканалам финансовых ресурсов на производство?
Мы же понимаем, что производство контента — это длинный цикл, то, что сейчас выходит в эфир, снималось в течение последнего года — двух. Эффект от ухода рекламодателей будет отложенным во времени. В настоящее время производство продолжается. Мы живём в бюджете и по рынку, и не впервые переживаем трудности.
Какой прогноз для рынка телерекламы вы можете дать сейчас, когда ситуация немного стабилизировалась? Упадет ли рынок по итогам года? На сколько?
Нужно дождаться конца года, пока вилка прогнозов варьируется от оптимистичных 10−30% до негативных 40−50%. Могу лишь сказать, что падение рекламных доходов НТВ ниже рыночных.
Когда стоит ждать восстановления?
На любые изменения телевизионный рынок реагирует как живой организм, замещение уходящих компаний происходит постепенно, на освобождающиеся места встают новые рекламодатели. Мы работаем со всем рынком, но говорить даже про следующий год рано.
Рынок онлайн-платформ консолидируется. Происходит ли, по вашему мнению, кросс-медийное сближение ТВ и онлайна?
На мой взгляд, кроссплатформенность сейчас является одним из двух основных трендов развития как российского, так мирового телевидения. Второе направление — интеграция новых технологий в производство.
Что касается сближения телевидения и онлайн, то НТВ работает с крупнейшими российскими VOD-площадками и значимыми мировыми игроками. Онлайн-релизы наших проектов осуществляются по различным моделям, как до эфира — catch forward, так и после — catch up. Мы производим originals и разные версии сериалов для эфира и диджитала.
В прошлом году по модели catch forward пять наших проектов прошли на пяти российских VOD-платформах, ещё два сериала зрители увидели в сети по модели catch up. За первое полугодие этого года у нас уже семь релизов совместно с онлайн-площадками.
И как показывает практика, совместные истории ведут к росту смотрения в обеих средах. Например, наша остросюжетная драма «Киллер» с Александром Устюговым вышла летом этого года по модели catch forward в видеосервисах Wink и «Кинопоиск», на последнем проект вошёл в топ-3 сериалов сервиса, а на Wink собрал более 500 тысяч просмотров и вошёл в топ-5 среди всех российских сериалов 2022 года. Эфирная премьера проекта скоро состоится на НТВ, и, судя по успеху на онлайн платформах, её ждёт успех и на ТВ. Можно говорить и об обратной конверсии. Например, сериал «Пёс» — хит телеканала — посмотрели уже более 6 млн пользователей в онлайн-кинотеатре Premier.
Сейчас более 5 тыс. часов контента НТВ доступно в диджитал, а с сентября мы начинаем работать с видеосервисами не только по сериалам, но и по развлекательным программам.
Диджитал-партнёром «Шоу Аватар» станет Rutube, сразу после эфира на НТВ его можно будет увидеть в видеохостинге, также там будут эксклюзивно по модели catch up выкладываться новые сезоны «Ты супер!» и «Суперстар!». Пользователи Rutube смогут посмотреть как выпуски целиком, так и отдельные номера, а вместе с новинками на платформе будут доступны предыдущие сезоны этих популярных шоу. Это очень важный шаг в развитии кроссплатформенности и расширении позиций НТВ в онлайн-среде.