Крупные интернет-площадки, среди которых VK, «Яндекс», Ozon, Wildberries, «Сбермаркет», «М.видео-Эльдорадо», ivi, Start, опубликовали на своих ресурсах правила применения своих рекомендательных алгоритмов и «колдунщиков». Согласно вступившему 1 октября в силу закону, соцсети, маркетплейсы, онлайн-кинотеатры должны раскрывать описание процессов и методов сбора данных, их систематизации и анализа, а также способов осуществления таких процессов и методов при таргетировании запросов пользователей. Об этом сообщают «Ведомости».
Так, на главной странице «Яндекса» появился раздел «Правила рекомендаций», в котором приводятся особенности работы всех сервисов экосистемы, в том числе поисковика. «Яндекс» учитывает историю поисковых запросов пользователя, информацию об его устройстве, геолокацию, cookie-файлы, язык запросов и страниц в результатах выдачи. В «Яндекс.Музыке» также играют роль отметки «нравится» и настройки предпочтений, а в «Кинопоиске» на рекомендации влияет история поиска тайтлов.
У Ozon в оглавлении появилась отдельная рубрика «Работа алгоритмов Ozon». Он учитывает около 300 параметров товара — характеристики, рейтинг и покупательское поведение (оформление заказа, просмотр товара или добавление в корзину). Wildberries также указал, что собирает данные о любых действиях пользователя на сайте, например, информацию о провайдере, браузере и операционной системе пользователя, а также учитывает разрешение и глубину цветности экрана на устройстве.
Гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин пояснил, что в принятой редакции закон не требует раскрытия коммерчески чувствительных нюансов работы. По его словам, публикация правил формирует доверительные отношения платформ с пользователями, так как рекомендации нужны для того, чтобы сервисом было проще и удобнее пользоваться, например быстрее находить подходящие фильмы или товары.
Зампред комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин напомнил, что зарубежные сервисы, присутствующие на российском рынке, также в полном объёме обязаны соблюдать новые требования российского законодательства. Однако YouTube и Google пока не раскрыли принципы работы алгоритмов в полной мере.
Напомним, регулирование рекомендательных сервисов обсуждалось с 2021 года. Ранее предлагалось, чтобы пользователи сами могли отключать рекомендательный алгоритм, затем предлагалось наделить такой функцией у РКН. Против инициативы в разное время выступали владельцы соцсетей и поисковых систем, включая VK, «Яндекс» и онлайн-кинотеатры.